Согласно исследованиям аналитической фирмы Juniper Research, только в 2014 г. операторы потеряют около 14 млрд долл. выручки из-за провайдеров OTT-сервисов (Over The Top – поверх сети*), уводящих речевой трафик и трафик сообщений из сетей операторов связи.
Основными «виновниками» аналитики называют такие службы, как WhatsApp, Facebook и Skype. Масштабы потерь мировых операторов растут ежегодно и, по оценкам Juniper Research, в 2014 г. в целом по миру будут на 26% больше, чем в 2013 г. А в таких странах, как Италия, Испания и Великобритания, потери на голосовой мобильной связи еще больше – там выручка операторов в 2014 г. ожидается почти на 60% ниже, чем пять лет назад. Аналитики полагают, что сочетание таких сервисов, как мгновенные сообщения (Instant Messaging, IM), голос по IP (VoIP) и социальных сетей вызывает не только потери доходов операторов связи, но и рост их затрат на передачу трафика сигнализации.
Вместе с тем Juniper Research анализирует и новые потенциальные источники денежных доходов, которые могут в последующие пять лет нарастить суммарные доходы операторов связи более чем на 66 млрд долл. К 2018 г. итоговый баланс в этом случае явно скомпенсирует вызванное OTT снижение.
Среди основных возможных источников дохода операторов аналитики называют технологии межмашинной связи (Machine to Machine, M2M) и мобильные платежи, рекомендуя операторам предоставлять эти сервисы самостоятельно, не ограничиваясь простым подключением таких клиентов и передачей трафика. Кроме того, операторам, по мнению аналитиков, следует монетизировать мобильный контент и передачу «больших данных», вводя прямой биллинг за сумму услуг.
Исследование рынка мобильных сервисов показывает, что при отсутствии оптимизации передачи данных стоимость их доставки за три последующих года может вырасти более чем втрое. Применение сетевой виртуализации (Network Functionality Virtualisation, NFV) позволит операторам не только сохранить инвестиции в ядро сети, но и сократить время вывода на рынок собственных продуктов. Повысить отдачу от инвестиций в инфраструктуру операторы смогут за счет введения более дорогих тарифных планов на совмещенные с другими сервисами услуги передачи данных или вводя плату за контент в ежемесячную оплату мобильных сервисов.
* С помощью этой технологии контент доставляется любому пользователю Интернета напрямую от производителя через протокол HTTP. Это позволяет исключить оператора и организовать продажи даже небольшим производителям контента.