Согласно исследованиям аналитической фирмы Strategy Analytics, в 3-м кв. 2014 г. доля ОС Android на мировом рынке смартфонов достигла 84%, обеспечив ей безусловное лидерство, хотя по сравнению со 2-м кв. 2014 г. доля Android и снизилась на 1% (тогда она составляла 85%).
Аналитики считают, что на текущий момент достижения этой ОС достигли предельного уровня, и в будущем доля Android никогда существенно не превысит 85%. Они полагают, что на этот факт не повлияет и самый невероятный сценарий падения доли конкурента – ОС iOS (для Apple iPhone), доля которой в 3 кв. 2014 г. составила 12%. Доля другого конкурента – Windows Phone – достигла 3%, а BlackBerry в отчетном квартале получила всего 1%.
Оценки Strategy Analytics показывают, что в 2015 г. объем рынка смартфонов в целом увеличится на 12%. И даже если доля Android не будет существенно расти, Google все равно окажется в выигрыше. Аналитики также отмечают стремление Google удержать контроль над своей ОС, на что указывает снижение доли версий этой ОС (выпущенных независимыми поставщиками и не всегда работающих с приложениями Google) до 37% в 3-м кв. 2014 г. (во 2-м кв. 2014 г. – 39%) в общем объеме проданных устройств с ОС Android. Конечно, Google, объявив Android бесплатной операционной системой, не получает денег от ее продаж, но доход приносят приложения, такие, как Google Search, Google Maps, YouTube и другие, которые приобретаются в интернет-магазине Google Play Store.
На стремление Google удержать контроль над своей ОС указывает также реализация новой программы Android One . В рамках этой программы ожидается выпуск дешевых (менее 100 долл.) и надежных смартфонов для рынков развивающихся стран, таких как Индия, а устройства планируется продавать с предустановленными сервисами Google.
Исследование Strategy Analytics показывает, что доминирование Samsung в сегменте Android-устройств пошатнулось. Доля смартфонов этого корейского производителя в 3-м кв. 2014 г. составила только 25% (а по данным IDC даже еще меньше ), тогда как во 2-м кв. – на 10% больше – 35%, и те же 35% были у. Samsung в 3-м кв. 2013 г. Аналитики полагают, что столь высокую долю рынка Samsung обусловливала существенная комиссия за продажи, которую получали дистрибьюторы и дилеры этих смартфонов. Но сегодня компания, специализирующаяся на устройствах премиум-сегмента, испытывает ценовое давление со стороны китайских стартапов типа Xiaomi, выпускающих дешевые смартфоны и делающих основные деньги на дополнительных программных сервисах и аксессуарах.
В предыдущие пару лет, когда Samsung доминировал на рынке смартфонов, компания старалась получить большую независимость от Google, предлагая собственные сервисы, преуменьшая при этом роль ПО от Google, что не способствовало гладким партнерским отношениям. И только в начале 2014 г. Google и Samsung заключили соглашение о перекрестном лицензировании.
Однако наибольшую опасность для Google могут представлять регуляторы. К примеру, Европейский Союз уже затеял расследование на тему препятствий конкурентам от Google в области использования сервисов типа Google Maps. Пока о соглашениях Google с другими производителями мобильных устройств ничего не известно.