Завершившиеся на днях конгресс и выставка MWC 2015 в этом году претерпели довольно значительные изменения: акцент был сделан в большей степени на технологиях для бизнеса, тогда как сервисы и технологии для конечных пользователей оказались на периферии. На это указывает и состав участников самой выставки, и то, какие компании решили в ней не участвовать.
Как отмечают аналитики Ovum, зато максимальное внимание в экспозиции было уделено облачным сервисам, Интернету вещей, корпоративной мобильности. При этом в глаза бросалось практически полное отсутствие таких категорий компаний, как операторы ТВ и мобильного видео, а самым «представленным» из потребительских сервисов были платежи.
Телекоммуникационная отрасль сейчас находится на переломе. Многие компании, которые в период 1990-2005 гг. показывали существенный рост, сейчас претерпевают стагнацию, что многих владельцев не устраивает. Некоторые игроки отрасли заинтересованы в продаже своего бизнеса.
Изменяют рынок и новые компании – разработчики программного обеспечения, предлагающие свои решения через облака. Их основной бизнес лежит в сфере B2B, но именно в секторе телекоммуникаций они видят большой потенциал. Инвестиции в телеком-сектор в последние несколько лет, по оценкам аналитиков, сократились, а снижение операционных расходов для многих стало навязчивой идеей. Но провайдеры облачных сервисов уверены, что капитальные вложения в размере 400 млн долл., которые существуют в сфере телекоммуникаций, можно перетянуть на свою сторону.
Аналитики Ovum считают, что сейчас один из ведущих трендов в области телекоммуникаций – рост интереса мобильных операторов к бизнес-рынку. Если раньше стратегии операторов разрабатывались с учетом интересов как на B2C, так и на B2B-рынках, то сейчас акцент делается на корпоративных сервисах. Игроки рынка проявляют интерес к таким направлениям, как облачные сервисы, Интернет вещей и M2M. Стратегии операторов на потребительском рынке в настоящее время развиваются в сторону B2B2C и партнерских моделей.
Еще один тренд, на который обращают внимание аналитики, – это неизбежная консолидация телекоммуникационного и технологического секторов. Многие вендоры, чей бизнес в значительной степени связан с такими сервисами операторов мобильной связи, как обмен сообщениями, VAS и роуминг, теперь отчаянно ищут новые стратегии и бизнес-модели. Некоторые пытаются разработать новые направления бизнеса, продавая сервисы непосредственно на предприятии, а не через оператора. Другие разрабатывают новые сервисные возможности – например, анализ больших данных. Тем не менее, эти новые рынки традиционно предлагают более низкие прибыли, чем телекоммуникационный сектор.
Кроме того, начинает выкристаллизовываться и видение операторами бизнеса, связанного с виртуальными сетями. Ряд крупных операторов, в том числе AT&T, Telefonica и Deutsche Telekom, на MWC 2015 представили свои технологии и услуги для виртуализации сетей. Виртуализация рассматривается ими как возможность получить экономию на масштабе и, где это возможно, централизации платформ и технологий. Тем не менее, потенциал экономии пока остается неясным, как и то, как быстро операторы смогут заменить существующие устаревшие сети.
Аналитики Ovum обращают внимание, что сети 5G все чаще рассматриваются как основа для развития Интернета вещей. Такой подход формирует основные требования к 5G: первостепенными становятся способность поддерживать сотни миллионов соединений и отсутствие задержки сигнала, а не просто скорость доступа (подробнее см. в материале «Конгресс в Барселоне обозначает путь к 5G» ).
Изменяются и взаимоотношения ОТТ-игроков и операторов. Первые пришли к пониманию, что благодаря партнерству с операторами они могут значительно увеличить использование своих услуг. Вместо того чтобы ждать, пока операторы придут договариваться, теперь OTT-провайдеры сами выходят на операторов и пытаются убедить их заключить соглашения. Преимущественно этот тренд наблюдается в развивающихся рынках, где услуги OTT, как правило, имеют более низкие уровни использования и где операторы пытаются развить спрос на услуги передачи данных.
Источник: по материалам ресурса MSKIT.ru