По данным компании Juniper Research, за 2014 г. потери телекоммуникационных операторов от активизации OTT-сервисов* составили 14 млрд долл. Вероятно, это далеко не предел, и в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться. В частности, аналитики Ovum прогнозируют, что до 2020 г. упущенные прибыли операторов составят 479 млрд долл. или 6,9 % глобального рынка голосовых услуг.
В России аналитики J’son & Partners Consulting оценивают потери операторов в прошлом году в сумму не менее 15-20 млрд руб., что соответствует примерно 2% от их доходов.
В мировом масштабе причиной потерь операторов являются мессенджеры WhatsApp, Facebook Messenger, QQ Mobile и WeChat. Число их пользователей во всем мире составляет почти 2,5 млрд. Первые два в совокупности обслуживают более 1,3 млрд пользователей, два других — более 1 млрд.
В России основным «врагом» операторов является сервис Skype. По данным J’son & Partners Consulting, проникновение этого сервиса составляет 70%, тогда как проникновение мобильных мессенджеров в целом по итогам 2014 г. оценивалось компанией Ericsson в 78%. Догнать Skype по популярности в России пытаются сервисы Mail.ru Group (Mail.ru Агент, «Одноклассники», ICQ и VK), WhatsApp, Facebook и Viber.
Как указывают аналитики, одним из способов защиты для операторов своих доходов, на которые негативное влияние оказывают OTT-услуги, является блокирование таких сервисов. Тем не менее, по данным J&P, в 2014 г. ни один оператор в мире не заблокировал OTT-сервисы и лишь немногие (5%) рассматривали возможность предоставления собственных мессенджеров абонентам (43% в 2013 г).
* Наложенные сервисы (иначе OTT, Over The Top-сервисы) — это услуги, предоставляемые сторонними компаниями на базе операторских сетей передачи данных.