Компания J’son & Partners Consulting подготовила первое исследование по российскому рынку IoT.

По данным исследования в 2015 г. число IoT-устройств в России составляло чуть более 16 млн, а доля России по количеству инсталлированных во всем мире устройств IoT/M2M — 0,3%. По прогнозам J&P, если развитие продолжится теми же темпами, то к 2018 г. число подключенных устройств в стране превысит 32,5 млн., т.е. вырастет в два раза. Однако в сравнении с темпами, которыми развивается Интернет вещей в других странах, двукратный рост — не самый лучший показатель. Он не только не позволит нарастить долю по числу инсталляций: она продемонстрирует падение до 0,1%.

На сегодняшний день российский рынок Интернета вещей развивается невысокими темпами. В частности, известны лишь несколько пилотных проектов в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Крупнейшие инициирует и продвигает государство. Самым ярким примером, пожалуй, является внедрение системы «Платон», также относящейся к сфере IoT.

При этом Интернет вещей является инструментом, благодаря которому можно увеличить производительность труда в стране в 3-5 раз. Аналитики уверены, что IoT — это возможность объединять не-ИКТ-устройства/ресурсы в пулы и использовать их с близкой к 100% эффективностью/утилизацией в сравнении с 5-10% при традиционном подходе.

Общее количество подключенных устройств IoT/M2M в России на 2015 г. и прогноз на 2018 г., тыс. штук.


Источник: J’son & Partners Consulting, 2015

IoT-платформы

Cейчас перед участниками рынка встает вопрос выбора платформы для внедрения Интернета вещей. По данным J&P в мире насчитывается более 100 крупных поставщиков платформ и порядка 200-300 небольших, в том числе стартапов. Каждый из этих вендоров правомочно называет себя поставщиком IoT-платформ, при этом универсальные платформы класса End-2-End, предоставляют лишь единицы. Кроме того, следует учитывать не только тип IoT-платформы и ее функционал, но и масштабы операционной деятельности разработчика, развитие партнерской экосистемы, массовость внедрений и подтвержденную практикой масштабируемость, а также другие немаловажные факторы.

IoT-платформа являeтся ключевым звеном всей экосистемы IoT, играя роль посредника: устройства и компоненты решения могут передавать данные в широком диапазоне форматов; механизм абстракции позволяет использовать полученные данные в другом месте цепочки ценности (аналитика, бизнес-логика, интеграция с корпоративными системами, разработка приложений и т.д.).

В рамках исследования J&P были проанализированы 11 IoT-платформ ведущих мировых разработчиков на основе 111 открытых кейсов их внедрения в 7 отраслевых вертикалях. К анализу принимались только публичные и открытые кейсы, где было известно имя заказчика, и где была непосредственно задействована та или иная категория функционала IoT-платформы.

В итоге более 75 % из доступных для анализа публичных IoT-проектов пришлось на долю всего пяти платформ: PTC ThingWorx , SAP HANA Cloud Platform for IoT, Microsoft Azure for IoT, Xively by LogMeIn и IBM IoT Foundation/Bluemix. При этом первые две явно лидируют.

Аналитики выделяют ряд параметров, на которые предприятиям следует обращать внимание при выборе решения. Так, необходимо учитывать универсальность и функциональную полноту решения: поставщики End-2-End решений предлагают весь стек решения по принципу «одного окна» (сбор данных и управление устройствами, управление подключениями, аналитика и визуализация, разработка приложений, бизнес-интеграция, дополненная реальность и т.д.), тогда как узкоспециализированные решения «закрывают» лишь какую-либо отдельную задачу. Важными являются реальный практический опыт использования решения, факты массового внедрения и подтвержденная масштабируемость, а также гибкость использования и полнота отраслевого покрытия платформы. Существенным плюсом будет и локализация решения: возможность прямого общения с вендором, опыт работы на местном рынке и учет его специфики, наличие партнеров-интеграторов.

Именно ускоренное развитие IoT-платформ является ключом к развитию Интернета вещей в России. Именно это позволит перейти от проприетарных, неэффективных по соотношению цена/качество систем телеметрии, ориентированных на крупный корпоративный спрос, к созданию массовых легко масштабируемых сервисов Интернета вещей с практически неограниченной функциональностью.