Исследование аналитиков GSMA Intelligence (отделение мировой Ассоциации производителей и операторов мобильной связи) выявило глобальную тенденцию развития мобильной связи в 2016 г. По их данным, главными растущими рынками стали азиатские — особенно такие страны, как Китай и Индия (обогнавшая по показателям роста Китай). Второй вывод: благодаря тому, что смартфоны становятся первым мобильным устройством потребительского рынка, основной тенденцией спроса стали интернет-сервисы.
GSMA Intelligence указывает на рождение нового поколения интернет-пользователей, в том числе и благодаря расширению рынка Интернета вещей. Сегодня Интернет воспринимается потребителями как мобильный Интернет.
Согласно прогнозам аналитиков, к 2020 г. абонентская база мобильной связи пополнится более чем 1 млрд пользователей. Примерно треть (337 млн) из них составят жители Индии, более 200 млн — жители Китая. Ожидается существенный рост мобильных абонентов в Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Мьянме. В целом эти шесть азиатских стран увеличат мировую абонентскую базу примерно на 60% от общего пополнения в 1,1 млрд новых абонентов.
По оценкам GSMA Intelligence, за период 2016-2020 гг. произойдет значительное омоложение новых абонентов, для большинства из которых мобильный телефон будет либо первым, либо единственным устройством для доступа в Интернет. В настоящее время мобильным Интернетом пользуются 46% населения планеты, а к 2020 г., по прогнозу аналитиков, доля таких абонентов увеличится до 60%. А вот число домашних пользователей фиксированного доступа в Интернет вырастет очень незначительно, т. е. ключевым фактором повышения глобального проникновения сервисов Интернет станет мобильная связь. Свой вклад внесет и рост доступности (в том числе и по стоимости) устройств и сетей с поддержкой технологий 3-го и 4-го поколений связи. Наиболее быстрорастущими рынками, где уровень проникновения мобильного Интернета сегодня низок, являются Индия (там охвачено 32% населения) и африканские страны южнее Сахары (25%).
Сегодня самыми популярными мобильными устройствами у потребителей стали смартфоны. В Великобритании проникновение смартфонов составляет 71%, в Европе — 60–70%, в США — 75%, в Южной Корее и Сингапуре — свыше 80%. Однако в большинстве развитых стран рост продаж смартфонов приостановился. В то же время в Индии темпы роста рынка смартфонов в штуках составляют 30% в год. Аналитики прогнозируют, что к 2020 г. ряд стран с низким показателем годового валового продукта благодаря постоянному снижению стоимости смартфонов и росту доходов населения достигнут уровня проникновения в 60–70%, создав тем самым новое поколение интернет-пользователей.
Согласно прогнозам GSMA Intelligence, среднее по миру значение выручки от мобильных сервисов в период 2015-2020 гг. будет расти со среднегодовым темпом около 2%. Снижение темпов роста абонентской базы замедляет и рост выручки, хотя падение операторских доходов частично компенсируется за счет предложения новых возможностей и сервисов, степени освоения Интернета пользователями и перехода на более высокоскоростные сети. По оценкам аналитиков, к 2020 г. кумулятивная выручка от речевых сервисов, СМС и передачи данных превысит 1,5 трлн долл. Однако к 2025 г. пропорция между этими сервисами и контентными несколько изменится: сегодня речевые сервисы, СМС и передача данных приносит 41% от общей выручки, а к 2025 г. их доля снизится до 38%. Контентные же сервисы (типа Netflix и Spotify), доля которых сегодня не превышает 3%, к 2025 г. нарастят свою долю до 17%.
Аналитики отмечают также повышение доступности средств искусственного интеллекта, особенно в таких областях, как подключенные к мобильной сети автомобили и «умные дома». Первые признаки конкуренции наблюдаются в области персональных ассистентов Apple Siri и Amazon Alexa, которые обеспечивают речевой интерфейс для ряда приложений. Средства искусственного интеллекта в 2015 г. уже привлекли 2,3 млрд долл. инвестиций и стали причиной ряда слияний и поглощений на рынке.