Компания Forbes Insights провела исследование* и представила отчет «Как добиться успеха в преобразовании бизнеса с помощью цифровых технологий: данные мирового опроса представителей высшего руководства» ("How to Win at Digital Transformation: Insights from a Global Survey of Top Executives"). Выяснилось, что половина опрошенных руководителей уверены: следующие два года станут решающими в воплощении преобразований и использовании новых возможностей.
Несмотря на то что побудительным мотивом для цифровой трансформации является давление со стороны конкурентов, именно такие преобразования, по мнению респондентов, способны превратить незначительный рост бизнеса в экспоненциальный. Они рассматривают цифровые преобразования как драйвер, способный положительно повлиять на производительность предприятия, сроки выхода продуктов и услуг на рынок, внедрение новых бизнес-моделей и повышение доходов.
По результатам опроса аналитикам Forbes Insights удалось сделать вывод: именно сейчас все экономические отрасли ощущают необходимость в преобразованиях больше, чем когда-либо.
Аналитики также рассмотрели цифровую трансформацию предприятий в контексте переоценки их бизнес-процессов. Исследование показало: реальные преимущества цифровых преобразований ощущаются только в тех компаниях, где руководству удалось осознать взаимосвязь между людьми, процессами и технологиями. Иными словами – значимые перемены в бизнесе требуют синхронизации и взаимного проникновения трех этих составляющих. Кроме того, из отчета следует, что только треть компаний считают себя лидерами с точки зрения качества обслуживания клиентов – это, по мнению исследователей Forbes, указывает на недостаточное использование потенциала данных и средств аналитики.
Аналитики Forbes Insights указывают, что большинство опрошенных ими компаний уже выбрали правильный путь цифровых перемен. Однако подчеркивают, что зрелый подход к цифровой трансформации бизнеса требует выполнения пяти важных пунктов:
• Преобразования должны стать наивысшим стратегическим приоритетом. Данные опроса Forbes Insights-Hitachi подтверждают, что преобразование бизнеса с использованием цифровых технологий является наивысшим стратегическим приоритетом (по мнению 50% респондентов). Стратегическая важность цифровой трансформации бизнеса подкрепляется концентрацией инвестиций со стороны руководителей. Инвестиции в новые технологии, которые позволят осуществить преобразование бизнеса в цифровую форму, будут иметь наивысший приоритет в течение ближайших двух лет (так считает 51% опрошенных) наряду с расширением возможностей по работе с данными и аналитике (по мнению 51% опрошенных).
• Стимулом к преобразованиям с использованием цифровых технологий должны стать бизнес-результаты. Основным стимулом преобразований являются новые бизнес-модели (по мнению 41% респондентов), за ними следуют новые технологии (так считает 40% опрошенных). Как признак зрелости можно отметить тот факт, что способность к инновациям является главным критерием для оценки успеха преобразований на основе цифровых технологий (46% ответов), наряду с ростом доходов предприятия (46%) и сокращением расходов (43%). В то же время сохраняется ряд проблем, с которыми сталкиваются компании и которые требуют решения:
• Недостаточно раскрытый потенциал данных и средств аналитики. Несмотря на то что менее половины компаний (44%) считают себя продвинутыми или лидирующими в вопросе внедрения средств управления данными и аналитики, подавляющее большинство (91%) уже отмечают рост доходов благодаря использованию таких средств. Лишь треть компаний считают себя лидерами с точки зрения качества обслуживания клиентов в результате цифровой трансформации бизнеса, и это указывает на то, что потенциал таких преобразований пока недостаточно раскрыт.
• Преобразование бизнеса с использованием цифровых технологий должно осуществляться в масштабе всего предприятия. В настоящее время кроссфункциональные группы в недостаточной степени привлекаются к разработке (в 40% случаев) и реализации (в 35% случаев) стратегии, так что большая часть работы выполняется силами ИТ-подразделений (соответственно 50% и 54%). ИТ-подразделения считаются функциональным направлением, наиболее подготовленным для преобразования бизнеса с использованием цифровых технологий (53%), тогда как все другие функциональные направления существенно отстают – готовыми к участию в цифровой трансформации их считают чуть больше трети респондентов.
• Компании должны научиться оптимальному согласованию технологических и кадровых ресурсов. Технологии – это, с одной стороны, ценное оружие, а с другой – неизведанная территория. 29% опрошенных относятся к технологиям, как к новым трудностям, в то время как 56% считают их главным средством для достижения успеха цифровых преобразований. Согласно данным опроса, задачи по освоению «сложных» технологий должны решать люди. В первую очередь это касается найма новых сотрудников (57%), за которым следует обучение внутри компании (54%). Чтобы технологии становились не проблемами, а средством их решения, кадровые ресурсы (таланты и способности сотрудников) должны рассматриваться как важные составляющие успеха всей цифровой модернизации.
* Об исследовании
Результаты, приведенные в данном отчете, основаны на опросе 573 руководителей высшего звена из Северной Америки, Латинской Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Они представляют предприятия с доходами выше 500 миллионов долларов, причем у 62% компаний доходы превышают 1 миллиард долларов, а 19% имеют доходы выше 10 млрд долл. Большая часть респондентов - генеральные директоры (23%), директоры по технологиям (20%), руководители ИТ-подразделений (15%) и финансовые директоры (7%), причем все они участвуют в планировании или реализации преобразований бизнеса с использованием цифровых технологий в своих организациях. Респонденты представляют самые разные отрасли, включая технологии и услуги (20%), телекоммуникации (10%), финансовые услуги (14%) и здравоохранение (10%).
Данный отчет включает в себя также эконометрическое исследование, проведенное факультетом технологий для бизнеса Университета Майами совместно с Forbes Insights. В ходе данного исследования изучалась взаимосвязь между увеличением расходов на технологии в ходе последнего периода рецессии (с 2007 по 2009 гг.) и увеличением совокупных среднегодовых темпов роста (CAGR) в течение периода экономического восстановления (с 2010 по 2015 гг.).
Исследование проводилось на основе анализа 99 крупнейших в мире компаний. Исследование проведено совместно с Hitachi Data Systems.