Аналитическая группа компании "ФИНАМ" подготовила десятку прогнозных сценариев как в российском сегменте ИТ, так и на мировом уровне, охватив рыночные перспективы отдельных направлений развития информационных инноваций в 2017 г.
1) Пятерку мировых лидеров по рыночной капитализации возглавят компании сферы информационных технологий: Apple, Alphabet, Amazon, Microsoft и Facebook, чья совокупная капитализация превысит 2,5 трлн долл. Можно утверждать, что IPO компании Snap (управляет быстро растущим сервисом виртуальных сообщений), запланированное на март 2017 г., будет успешным, что послужит хорошим мотивирующим стимулом для рынка к размещению бумаг компанией Uber, чья оценка активов составляет около 80 млрд долл. Наиболее вероятный период размещения – осень 2017 г. На этом фоне популярная социальная сеть Twitter достаточно подешевеет, чтобы появились желающие ее приобрести.
2) По ожиданиям "ФИНАМ", не менее пяти российских IT-компаний разместят свои бумаги на глобальных и российских площадках. Можно рассматривать это как длительный инвестиционный проект. Большая часть выручки этих компаний формируется в России.
3) Могущество и потенциал российских хакеров, ежедневно освещаемые мировой прессой в ходе прошедших выборов в США, не могли пройти мимо оценок компании.
Сформированный фон вокруг российского ИТ-потенциала способствует переводу части заказов в Россию. А ожидаемый рост зарплат программистов в развитых странах, российский курс на импортозамещение и налоговые льготы создают перспективные предпосылки для ускорения роста отечественной ИТ-индустрии. По оценкам "ФИНАМ", российский ИТ-экспорт к концу следующего года может вырасти до 10 млрд долл.
4) Российские венчурные инвесторы совершат не меньше пяти крупных "экзитов" из зарубежных ИТ-стартапов. При этом общий объем глобальных венчурных сделок с участием российских инвесторов превысит 1 млрд долл.
5) Количество финансовых сделок в России с применением технологии blockchain к концу 2017 г. превысит сотню.
6) Покупка холдинга Mail.Ru Group оператором Мегафон создаст прецедент безвредного поглощения компаний на телекоммуникационном рынке. Ушли времена, когда интернет-кумиры полностью исчезали после их покупки гигантами отрасли – этот печальный тренд будет переломлен. Mail.Ru Group продолжит развиваться и увеличивать выручку.
Впрочем, не исключено, что мобильным операторам удастся выгодно приобрести и ликвидировать несколько российских онлайн-кинотеатров.
7) Продолжит расти интерес компаний к технологиям Big Data. У ряда отечественных компаний, связанных с разработкой и популяризацией в области искусственного интеллекта, появятся имиджевые проекты. Вряд ли уже в 2017 г. компьютерные алгоритмы станут выигрывать на оффлайн-поприще, но с высокой долей вероятности можно сказать, что в кибервойнах компьютеры станут сражаться с подобными себе и принимать самостоятельные решения. Станут популярными также и произведения искусства, созданные искусственным интеллектом. Не исключено, что "электронные" композиторы войдут в музыкальные аллеи славы, а скульптуры авторства "цифровых пигмалионов" можно будет распечатать при помощи 3D-принтера.
8) Интернет твердой поступью покоряет все больше и больше людей по всему миру. Глобальное проникновение сети превысит 50%. В России этот показатель равняется 70% и продолжит расти в ближайшие три года, хотя и не столь высокими как прежде темпами.
9) Российское Министерство образования и науки начнет продвижение выпущенного в конце 2016 г. государственного проекта публикации научных работ в Интернете ("Научный архив.рф"). Содержащий около 2 млн статей и почти 400 тыс. диссертаций, архив является крупным и по глобальным метрикам. Вместе с растущими проектами свободного доступа к научным публикациям проект подготовит смену бизнес-модели в индустрии публикации научных работ.
10) Объем российского рынка онлайн-рекламы превысит 120 млрд руб., оставив позади телевидение и все остальные сегменты рекламного рынка. Российские компании начнут все больше увеличивать статьи рекламного бюджета в сфере digital, рассматривая его как перспективное средство для коммуникации с целевой аудиторией.