Основными каналами поставки проекторов на российский рынок являются, как известно, канальная дистрибуция и прямые тендерные закупки. Именно они анализируются аналитиками, в частности компанией ITResearch, которая уже почти 20 лет занимается этим рынком.
Однако в потребительском сегменте имеются и другие каналы для индивидуальных и мелкооптовых поставок. Причем иногда они дают значимые объемы, способные в определенной степени деформировать отдельные подсегменты рынка.
Эти продажи довольно сложно вывести на должный уровень достоверности, поэтому в отчетах ITResearch данная составляющая пока не учитывается. Однако эксперты компании на качественном уровне проанализировали эти параллельные поставки, поскольку в принципе они ощутимо «отгрызают» от официального рынка, правда, в основном в самом нижнем ценовом сегменте.
В частности, были зафиксированы, например, очень серьезные объемы покупок проекторов частными лицами через «АлиЭкспресс» (и затем через Почту России). Счет продаж по этому каналу в 2017 г. однозначно идет на тысячи. Конечно, в первую очередь здесь страдают официальные поставки пико-проекторов – именно эти аппараты в значительном числе случаев покупаются частным потребителем таким образом. И, учитывая малость этого подсегмента рынка проекторов, можно практически со 100% уверенностью утверждать, что «серая» составляющая здесь в разы больше «белой».
Помимо пико-проекторов так часто везут компактные LED-устройства, но случаются и классические ламповые аппараты и даже вполне серьёзные устройства с достаточно высокой яркостью. Правда, в основном, это no-name китайских производителей.
Также был выявлен так называемый «чемоданный» завоз проекторов, т.е. индивидуалами с последующей продажей через небольшие фирмочки. Несмотря на экзотичность канала, объемы здесь немалые, возможно, даже сопоставимые с закупками напрямую пользователями через «АлиЭкспресс». Этот канал, конечно, ориентирован на самые миниатюрные устройства.
Таким образом, в нижнем ценовом сегменте есть выраженный «параллельный» серый завоз, который жизнеспособен вследствие существенного разрыва в ценах с официальными поставками.
Кстати, следует отметить, что среди ИТ-продуктов официальный рынок проекторов – один из наиболее «страдающих» от неофициальных поставок. Это связано с тем, что это относительно небольшое по габаритам и при этом достаточно ценное оборудование, которое имеет смысл покупать напрямую в Китае. Например, те же ИБП тоже так везут, но только в единичных случаях, что и понятно, учитывая соотношение цена/весогабариты.
По оценкам ITResearch, проекторы в параллельных каналах чаще всего покупают потребители из регионов, что указывает на важность факторов ценовой и ассортиментной доступности, чего на периферии официальные каналы как раз не в состоянии обеспечить.
Вместе с тем надо учитывать, что Минфин РФ озаботился вопросом взимания НДС с иностранных онлайн-магазинов. Если это решение будет реализовано, возможно, подобные закупки станут менее привлекательны, и потребители переориентируются обратно на официальные каналы.
Более подробно с основными изменениями на российском рынке проекторов можно ознакомиться в обзоре «Восстановление рынка проекторов задерживается», который будет опубликован на ресурсе www.itbestsellers.ru в рубрике «Обзоры» в начале следующей недели.