После пика продаж, который пришелся на 2013-2014 гг., российский рынок планшетных ПК демонстрирует устойчивое падение продаж. За три года их объем в годовом выражении упал более чем вдвое. При этом списывать все на неблагоприятную общерыночную конъюнктуру последних лет нельзя. Ведь другие сегменты российского компьютерного рынка после минимумов, показанных в 2015 г., перешли к некоторому росту.
На рисунке видно, как сокращение поставок планшетов выглядит на общем фоне в рамках всей в компьютерной отрасли.
Продажи в натуральном выражении различных категорий компьютеров: настольных ПК, ноутбуков и планшетов – 2010-2017 гг.
Аналитики полагают, что падение планшетного сегмента носит системный характер. Этот самый молодой сегмент компьютерного рынка активно рос с 2010 г. А с 2013-го, когда на рынке ПК началась рецессия, планшеты и вовсе стали основным предметом потребительского интереса, в розничном секторе, конечно. К 2015 г. их вклад достигает 56% общего рынка в штуках, хотя абсолютный рост продаж уже в 2014 г. закончился, и сегмент резко вошел в фазу насыщения.
С 2015 г. уже идет сокращение продаж таблеток, но в это время еще сжимается и весь компьютерный рынок. А вот далее ситуация меняется. С 2016 г. рынок традиционных ПК начинает оживать, а продажи планшетов, наоборот, продолжают активно сокращаться. К общему насыщению рынка добавляется нарастающее давление со стороны смартфонов, точнее, фаблетов. В результате к 2017 г. вклад планшетов в компьютерный рынок снижается до 41%.
Налицо явный дисбаланс в потребительской ценности различных компьютерных устройств. В отношении ноутбуков и ПК все-таки существует необходимость наличия такого устройства в подавляющей части домохозяйств и корпоративном секторе. Это еще в большей степени верно в отношении телефонов, а на сегодня – и по факту смартфонов, которые и вовсе обязаны быть в каждом кармане.
А вот относительно планшетов, при наличии прочих гаджетов, вопрос спорный. Не стоит ожидать, что все пользователи, заинтересовавшиеся этим типом устройств ранее, будут их обновлять в связи с устареванием. Как и того, что все приходящие на рынок новые потребители обязательно опробуют планшет. Поэтому ожидать интенсивной компенсации деградирующей инсталлированной базы, как в сегменте ПК, нельзя. То есть ничто не гарантирует этому рынку заметного уровня поддержки, как в других сегментах.
Поэтому нынешняя ситуация – это, скорее всего, еще не конец негативного тренда в данном сегменте.
Подробнее о перспективах рынка планшетов см. в специальном обзоре «Рынок планшетов прошел свой пик».