Согласно исследованиям аналитической фирмы ABI Research, в первой половине 2019 г. облачным операторам принадлежало 3,3% мирового рынка чипсетов для реализации облачных сервисов искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI). Прогноз аналитиков на 2024 г.: облачные сервис-провайдеры (в числе которых Alibaba, Amazon, Facebook, Google, Huawei и Tencent) смогут нарастить свою долю рынка до 18%, выпустив около 300 тыс. AI-чипсетов для управления AI-задачами в своих центрах обработки данных (ЦОДах).
Расширение требований к интеллектуальным сервисам, которое в последние годы характерно для многих вертикальных рынков, заставляет облачных сервис-провайдеров как можно быстрее обновлять свои ЦОДы и внедрять возможности искусственного интеллекта, что, в свою очередь, привело к огромному спросу на AI-чипсеты для облачных структур. По оценкам ABI, мировой объем продаж AI-чипсетов в денежном выражении в ближайшие пять лет вырастет с 4,2 млрд долл., фиксированных в 2019 г., до 10 млрд долл. в 2024 г.
Доминировать на рынке чипсетов по-прежнему будут такие производители, как NVIDIA, Intel и, возможно, Xilinx, поскольку поддерживают созданную ими устойчивую экосистему AI-чипсетов. Однако они сталкиваются с усилением конкуренции от таких новых игроков этого рынка (частично даже их клиентов), которые относятся к так-называемым web-компаниям (Google, Alibaba, Amazon, Huawei). Эти web-компании производят собственные AI-чипсеты, обеспечивающие более тесную интеграцию с программно-аппаратным обеспечением и настройку ресурсов на специальные AI-задачи и возможность управления не только на уровне чипсета, но и на уровне облачного сервиса. Такие высоко оптимизированные продукты создали необходимые условия для появления новых поставщиков специализированных интегральных схем (Application-Specific Integrated Circuits, ASIC), в том числе фирм Cerebras Systems, Graphcore, Habana Labs.
Инициатором этой тенденции в 2017 г. стала компания Google. Вслед за ней в 2018 г. собственный чипсет Kunlun выпустила фирма Baidu, затем Amazon реализовала чипсет Inferentia для поддержки своего web-сервиса. На этот же путь, стремясь снизить зависимость от западных поставщиков чипсетов, встала и компания Huawei. В 2018 г. она выпустила Ascend 310 и 910, а затем расширила продуктовую линейку серией облачных AI-продуктов, включая карту AI-ускорителя и AI-систему. Из последних продуктов Huawei —
Atlas 900 и кластер AI-чипсетов для обучения, состоящий из более 1000 чипсетов Ascend 910.
Предоставляя комплексные аппаратные AI-решения, Google, Amazon и Huawei создают активную конкуренцию таким компаниям, как Intel и NVIDIA.