Еще в прошлом году могло показаться, что на волне роста доверия частных потребителей и бизнеса к облачным сервисам интерес к хромбукам — фактически, толстым клиентам для доступа к предлагаемому Google обширному набору услуг и приложений — будет лишь увеличиваться.
Однако за год ситуация существенно изменилась. Две известные аналитические компании, и Canalys, IDC отметили в III кв. текущего года значительное сокращение поставок хромбуков (а заодно и планшетов) относительно того же периода 2020 г.
Таблица 1. Мировые отгрузки брендированных хромбуков, тыс. шт. в III кв. 2021 г. по версии Canalys
Источник: Canalys
Таблица 2. Мировые отгрузки брендированных хромбуков, млн. шт. в III кв. 2021 г., по версии IDC
Источник: IDC
Что лежит в основе такого резкого изменения потребительского спроса?
Безусловно, классический ноутбук с мощным процессором и ёмким накопителем выигрывает с точки зрения автономности: работать на нём можно и офлайн. Однако в условиях удалённого, а в более дальней перспективе распределённого офиса компьютер без подключения к Интернету всё равно не даёт сотруднику возможности полноценно выполнять свою часть коллективной работы. При этом развлечения, и коммуникации сегодня в основном также онлайновые.
К этим соображениям можно добавить дешевизну хромбуков и отсутствие необходимости в резервировании информации (ведь все данные в любом случае находятся в облаке, поэтому если гаджет выйдет из строя достаточно купить ему взамен аналогичный, войти под своим логином/паролем и продолжить работу с того места, на котором сломался предыдущий). Поэтому не удивительно, что год назад действительно можно было предположить что эти Google-ориентированные толстые клиенты если не полностью вытеснят традиционные мобильные ПК, то по меньшей мере отберут у них изрядную долю рынка.
На деле же, как показывает практика, этого не произошло: хромбуки возвращаются в достаточно узкую нишу, в которой пребывали до коронакризиса. Рассчитанный год к году спад поставок хромбуков в количественном исчислении за III кв. 2021 г. почти достиг 37% по оценке Canalys и 30% — по данным IDC. Аналитики связывают это обрушение с насыщением образовательных рынков США, Японии и иных развитых стран. Хромбуки там традиционно закупаются (бюджетными организациями либо частными фондами) именно для обеспечения учебного процесса и выдаются, нередко на безвозмездной основе, школьникам/студентам/слушателям. После почти тотального перевода образования на удалёнку потребность в хромбуках закономерно и резко выросла, но едва локдауны прекратились — вернулась в среднем к докоронакризисному, не слишком высокому уровню.
Заметнее всего этот спад спроса ударил по компании HP: если в III кв. 2020 г. хромбуков под этим брендом занимали около трети данного сегмента, то год спустя, после снижения объёмов отгрузок на 66%, сохранили за собой лишь вдвое меньшую долю.