Аналитический центр НАФИ представил результаты очередной ежегодной комплексной оценки уровня цифровой грамотности населения России*.
Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. По итогам 2022 г. индекс цифровой грамотности россиян составил 71 п.п. и с начала измерений в 2018 г. он демонстрирует уверенный рост ( см табл. 1).
Таблица 1. Индекс цифровой грамотности НАФИ, в процентных пунктах
|
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Индекс цифровой грамотности НАФИ (в процентных пунктах) |
52 |
52 |
58 |
64 |
71 |
Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) — продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности. В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет.
Компоненты Индекса цифровой грамотности
Индекс отражает компетенции россиян в следующих составляющих: информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере (см табл. 2).
Таблица 2. Компоненты Индекса цифровой грамотности, в процентных пунктах
|
Все респонденты |
Индекс цифровой грамотности |
71 |
Информационная грамотность |
74 |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
72 |
Коммуникативная грамотность |
72 |
Создание цифрового контента |
67 |
Цифровая безопасность |
69 |
Подиндекс «Информационная грамотность» отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети.
Подиндекс «Коммуникативная грамотность» отражает умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети.
Подиндекс «Создание цифрового контента» демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети.
Подиндекс «Цифровая безопасность» показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.
Подиндекс «Навыки решения проблем в цифровой среде» определяет навыки человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы.
Сильные и слабые цифровые компетенции
Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.
В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.
Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.
Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.
Социально-демографические различия
Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).
Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие — россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).
Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры — их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.
Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.
Комментарий Лейсан Баймуратовой, директора направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:
«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности.
Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое „цифровое наставничество“ со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается.
Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий.
Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».
*Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 гг. Исследование проводится по методологии DigComp, разработанной Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Репрезентативное всероссийское тестирование населения по методологии DigСomp проводилось в течение 2022 года с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Тестирование прошли 12 950 человек из 85 регионов России в возрасте 18 лет и старше.