По итогам III квартала уходящего года, согласно оценке компании ITResearch, ноутбуки российских брендов продемонстрировали крайне впечатляющий рост — сразу вшестеро в годовом исчислении. Ближе к концу декабря «Известия» опубликовали данные «М.Видео — Эльдорадо», согласно которым во втором полугодии 2023-го доля российской продукции в продажах мобильных ПК впервые за всю историю наблюдений достигла 10% в натуральном выражении. При этом темпы роста действительно впечатляют: в начале уходящего теперь года указанная доля не превышала 5%, а на исходе 2022 г. — и вовсе 3%. Отмечается, что ноутбуки российских марок всё увереннее выходят за пределы ранее освоенного ими сверхбюджетного ценового диапазона «до 25 тыс. руб.», осваивая средний по функциональным возможностям подсегмент «от 50 тыс. руб.».
По оценке представителя компании Fplus, которую также приводят «Известия», за период с января 2023 г. по середину декабря в России было продано 230 тыс. ноутбуков отечественных брендов — против 115 тыс. годом ранее. Этот эксперт допускает увеличение доли российских марок в продажах ноутбуков за год до 9-9,5% в натуральном выражении, а представители «Яндекс.Маркета по итогам 2024 г.» ожидают её роста и вовсе до 13-15%, указывая на успехи этих устройств в ценовом подсегменте «от 35 до 55 тыс. руб.». Опрошенные изданием эксперты отмечают две главные движущие силы наблюдаемого процесса: уход с российского рынка глобальных ноутбучных брендов (на фоне заведомо меньшего доверия среднего потребителя к неведомым прежде китайским брендам, чем даже к малоизвестным российским) и активный маркетинг отечественных марок мобильных ПК.
Ещё один набирающий силу аргумент заключается в опасении возможных блокировок западного ИТ-оборудования на территории РФ в случае дальнейшего обострения международной напряжённости. Кроме того, в госсекторе и бизнесе с госучастием довольно активно продвигается импортозамещение аппаратной ИТ-инфраструктуры, что даёт возможность потребителям ознакомиться с новой для себя техникой на рабочем месте, и затем уже с большей уверенностью приобретать изделия тех же российских брендов для личного пользования.