Как показал открытый недавно для широкой публики анализ TrendForce, огромный провал выручки мировых производителей микросхем компьютерной памяти DRAM в 2023 г. — на целых 28% от уровня предшествующего года, до 12,6 млрд долл. США — был обусловлен в первую очередь затянувшейся корректировкой складских запасов в канале поставок. Разогнанный за годы коронавирусного кризиса спрос на вычислительную технику ощутимо снизился по мере того, как «белые воротнички» и учащиеся по всему миру принялись возвращаться с удалёнки в офисы и за парты, а по чисто технологическим причинам быстро остановить набравшие определённый темп выпуска чипмейкерские станки оказалось невозможно. Следствием вынужденного затоваривания партнёрских складов и стало существенное снижение отпускных цен на DRAM, что привело, в свою очередь, к потере значительных объёмов выручки её изготовителями.
Не желая повторения подобной ситуации в будущем, первые три квартала текущего года производители DRAM, по свидетельству всё тех же аналитиков, планомерно снижали количество производимых микросхем, что привело к постепенной нормализации уровней складских запасов в канале и, в ряде случае, даже к возвращению выпуска чипов оперативной памяти в статус прибыльного бизнеса. Однако по мере того, как в мире ширится спрос на (серверную прежде всего) технику, ориентированную на ИИ-вычисления, что требует изрядных объёмов ОЗУ, поставщики памяти рассматривают возможность нарастить в 2025 г. выпуск соответствующих микросхем до уровня, как оценивают в TrendForce, около +25% к объёмам нынешнего года.
Аналитики обращают внимание, что с учётом (возможно) избыточной осторожности вендоров мировой рынок чипов DRAM могут ожидать в грядущем году существенные пертурбации. Вне всякого сомнения, производители памяти будут наращивать выпуск даже самых востребованных разновидностей оперативной памяти, таких как многослойные микросхемы HBM для серверных графических ускорителей, но наращивать чрезвычайно осмотрительно, не допуская малейшей вероятности затоваривания. А значит, любой более или менее случайный ощутимый всплеск спроса на рынке неизбежно приведёт к опустошению партнёрских складов и к значительному в моменте росту цен на такую память.
И напротив: если по каким-то причинам потребность рынка в той же HBM снизится на протяжении сопоставимого с продолжительностью квартала времени, за этим последует превышение расчётных уровней заполненности складов и драматическое удешевление таких чипов, особенно на фоне обострившейся уже сегодня конкуренции между их производителями. Иными словами, мировой рынок микросхем оперативной памяти (за вычетом внутрикитайского его сегмента; тот, по указаниям экспертов, практически полностью замкнут на нужды внутренних же заказчиков) в 2025 г. с высокой вероятностью ожидается весьма волатильным. Однако на сей раз в финансовом выигрыше будут оставаться, скорее, вендоры таких чипов, а не конечные потребители модулей памяти на их основе, как в 2023-м.