Увлекаемые общей тенденцией, начатой в последнем квартале 2008 г., поставки ПК в регионе ЕМЕА в первом квартале 2009 г. попали под влияние негативных процессов. В соответствии с ожиданиями рынок ПК Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) впервые с 2001 г. продемонстрировал годовое падение. Согласно предварительным данным, опубликованным IDC, продажи в I кВ. 2009 г. по сравнению с предыдущим годом понизились на 10%.
В наибольшей степени пострадала Центральная и Восточная Европа, падение ее рынка ПК составило 41% и потянуло за собой общие показатели, в то время как Ближний Восток и Африка пострадали на 6,1%, а Западная Европа – лишь на 0,5%. Результаты последней были поддержаны непрерывным потребительским спросом и усилиями развивающегося сектора мини ноутбуков.
Большинство стран Центральной и Восточной Европы в этом квартале показали дальнейшее сужение рынков. В России и Украине жесткому сокращению подверглись не только этот, но и ряд других рынков. Рост на Ближнем Востоке также замедлился, но, благодаря оставшемуся спросу на портативные ПК, в значительно меньшей степени.
Аналитики IDC полагают, что Центральная и Восточная Европа в ближайшие кварталы останется в отрицательной зоне. Немногие страны этого региона сообщают о положительном росте, среди них наиболее динамичны Чешская Республика и Словакия. Рынок настольных ПК упал до самого низкого уровня за все времена, в то время, как продажи ноутбуков могли остаться на плаву, поддерживаемые большим ростом портативных ПК, например, в Африке.
Продажи ПК в Западной Европе за год также снизились, но на скромные 0,5%. Корпоративные поставки и здесь находились под влиянием экономического кризиса и уменьшились на 14,8%, причем снижение коснулось как настольных, так и портативных компьютеров. Однако, несмотря на рост безработицы и падение затрат, потребительский рынок продемонстрировал некоторую эластичность.
Динамика рынка портативных ПК в Западной Европе продолжала поддерживаться потребительским спросом, существенный вклад в него внес выросший на 28% спрос на мини ноутбуки. Рынок существенно выиграл от продолжающегося падения цен, а розничные продавцы развернули агрессивные кампании по продвижению продукции. Большое влияние на сектор мини ноутбуков оказало развитие телекоммуникаций.
Обзор положения производителей
Компания HP продолжила укрепление своей лидирующей позиции в регионе EMEA, чему способствовали эффективные маркетинговые стратегии как на пользовательском, так и на корпоративном рынках.
Фирма Acer также продолжила наращивание своего присутствия в этом регионе, позиционируя себя, прежде всего, как поставщика портативных ПК с явным фокусом на сегменте мини ноутбуков. Последнее помогло ей смягчить падение на развивающихся рынках.
Dell в этом квартале столкнулась с трудностями, вызванными низкими инвестициями в бизнес в этом регионе и острой конкуренцией на поле ноутбуков, причем как в пользовательском, так и в корпоративном рынках.
Toshiba уже который квартал подряд демонстрирует наилучшие среди пятерки лидеров показатели роста и отыграла у Asus потерянное во втором квартале 2008 г. четвертое место.
Asus, несмотря на первый квартал с отрицательными показателями, удерживает свою позицию в пятерке лидеров. Основное влияние на ее результаты оказала экономическая ситуация в Центральной и Восточной Европе. В ее портфолио много интересных продуктов, и она повышает свое присутствие в телекоммуникационном секторе, однако конкуренция там растет.
Поставки ПК в регионе EMEA в I кв. 2009 г.
Производитель | I кв. 2008 г., млн шт. | I кв. 2009 г., млн шт. | Доля в I кв. 2008 г., % | Доля в I кв. 2009 г., % | Годовой рост, % |
---|---|---|---|---|---|
HP | 4,847 | 4,625 | 20,2 | 21,5 | -4,6 |
Acer | 3,654 | 3,788 | 15,3 | 17,6 | 3,7 |
Dell | 2,815 | 2,102 | 11,8 | 9,8 | -25,3 |
Toshiba | 1,353 | 1,455 | 5,6 | 6,8 | 7,6 |
Asus | 1,061 | 932 | 4,4 | 4,3 | -12,2 |
Другие | 10,221 | 8,646 | 42,7 | 40,1 | -15,4 |
Весь рынок | 23,949 | 21,548 | 100 | 100 | -10,0 |
Замечания.
В число поставленных ПК включены настольные и мобильные компьютеры.
Учитываются поставки продукции всех форм-факторов под фирменными логотипами (включая настольные и мобильные), но без учета x86-серверов и OEM-изделий.