В 2008 г. на развитие рынка устройств hardcopy, к которому относится и сканерный сегмент, сильно повлияли внешние экономические обстоятельства. Впрочем, это характерно и для всего ИТ-рынка.
На рынке планшетных сканеров в целом за 2008 г. было продано 442 тыс. устройств на общую сумму 58 млн долл., т. е. по сравнению с 2007 г. эти показатели были меньше на 24% и 15% соответственно. Падение спроса в этом сегменте рынка периферии, вызванное быстрым распространением многофункциональных устройств и цифровых фотокамер, отмечается уже четвертый год подряд, но оно носило достаточно плавный характер. Судя по первому полугодию, и в 2008 г. уменьшение продаж сканеров не должно было оказаться большим, чем годом раньше, однако монотонное снижение спроса было нарушено в последнем квартале года, оказавшегося, как и в других сегментах рынка периферии, самым неблагоприятным. Продажи планшетных сканеров в IV квартале оказались почти вдвое меньше, чем в конце 2007 г.
Тенденции в изменении структуры рынка по различным категориям планшетных сканеров оставались в основном теми же, что отмечались и год назад. В наибольшей степени снижение продаж наблюдалось в нижних ценовых группах планшетных сканеров, особенно в самой массовой категории устройств, стоимостью меньше 100 долл. Так что в провальном последнем квартале года ни одному из ведущих вендоров, у которых эти модели составляют значительную часть продаж, не удалось избежать крупных потерь. Недорогим планшетникам, несмотря на ряд преимуществ по техническим характеристикам, компактности и простоте использования, становится все труднее конкурировать со струйными многофункциональными устройствами нижнего уровня, которые находятся в том же ценовом диапазоне. Кроме того, за прошлый год в целом средняя розничная цена планшетных сканеров нижней ценовой группы выросла на 17%, в то время как стоимость струйных МФУ продолжала снижаться.
Более устойчивыми к изменению потребительских предпочтений и ухудшению экономической обстановки продолжают оставаться планшетные сканеры старших ценовых категорий. Меньше, чем в среднем по рынку, снизились и продажи моделей сканеров формата А3, ориентированных как на графические, так и офисные приложения. Объем продаж устройств в ценовой категории свыше 200 долл. в целом сократился всего на 4%.
В 2008 г. заметно увеличилось товарное предложение универсальных планшетных сканеров, оснащаемых автоподатчиками для оцифровки многостраничных документов. Первые такие модели появились несколько лет назад в линейках Epson и Hewlett-Packard, а затем и Xerox. К концу 2008 г. в линейках этих трех вендоров насчитывалось уже два десятка моделей планшетных документ-сканеров, причем большинство из них по скорости работы и функциональности (а также и по объему продаж) не уступают специализированным документ-сканерам нижнего уровня. Они способны выполнять двухстороннее сканирование и, помимо систем OCR, комплектуются специальным ПО, обеспечивающим автоматическое распознавание цветных и черно-белых участков изображений, определение и пропуск пустых страниц, предварительную обработку символов (повышение их четкости) для большей надежности работы программы оптического распознавания текста.
Стоит отметить, что в 2008 г. рынок сканеров еще больше консолидировался. В результате укрепления позиций ведущей тройки вендоров, к концу года суммарная рыночная доля компаний Canon, Epson и Hewlett-Packard превысила 90%.
Подробнее о структуре продаж на российском рынке устройств hardcopy см. «Бестселлеры IT-рынка, № 2, 2009».