По данным аналитической компании ITResearch, объем российского рынка видеокамер в 2008 г. составил 676 тыс. устройств в натуральном выражении на сумму 416 млн долл. Таким образом, в прошедшем году рынок снизился и в штуках (на 28%) и в деньгах (на 22%) относительно 2007 г. При этом в отдельных сегментах этого рынка картина была разная.
Сегменты DVD- и miniDV продолжили свое падение – с немаленькими сменными носителями народу хочется возиться все меньше и меньше. А вот если рассматривать отдельно сегменты HDD и Flash Memory (суммарная доля которых составляет уже больше 50%), можно заметить, что они прибавили не только в доле, но и в абсолютных величинах (суммарные продажи относительно 2007 г. увеличились почти в 1,5 раза, правда, если не принимать во внимание кризисный IV квартал года).
Доля камер на жестком диске в 2008 г. по отношению к 2007-ому выросла почти в 2 раза, на флэш-памяти – в 3. Доля miniDV-камер уменьшилась более чем в 2,5 раза, причем в IV квартале она упала ниже уровня в 10%.
Если касаться средневзвешенной цены по сегментам носителей (хотя, конечно, надо учесть снижение долларовой цены из-за падения рубля), то без осторожности можно констатировать лишь тот факт, что этот показатель снизился по сегменту DVD-камер. Средневзвешенная цена HDD-камер уменьшилась на еле заметную величину, но с учетом увеличения объема жесткого диска и более продвинутого оснащения новых моделей мы можем считать, что цены на продукцию этого сегмента также снижаются. Повысилась средняя цена на камеры с носителем miniDV и камеры на флэш-памяти. В случае кассетных камер причина в том, что с уменьшением популярности любительских устройств стали больше продаваться профессиональные модели. А в случае Memory-камер повышение обусловлено сокращением доли Genius и прочих производителей недорогих камер и увеличением в данном классе доли премиум-брендов.
Динамика абсолютных цифр продаж HDD-камер во всех кварталах 2008 г. относительно аналогичных периодов 2007-го положительная. Не стал исключением и IV квартал, хотя здесь рост Q4’08/Q4’07 был меньше, чем по остальным. В целом же в 2008 г. было продано в 2,8 раза больше HDD-камер, чем в предыдущем. Средневзвешенная цена камер этого сегмента упала более чем на 15%.
Sony и Panasonic – лидеры рынка видеокамер – в 2008 г. увеличили свои доли. Кроме того, благодаря выпуску компанией Canon нескольких успешных моделей в сегменте Memory-камер, ей удалось несколько увеличить свою долю и даже сместить в IV квартале с четвертого места компанию JVC.
Подробнее о структуре продаж цифровых фото- и видеокамер на российском рынке см. «Падение спроса – впервые», «Бестселлеры IT-рынка», № 2, 2009.