Согласно итоговым отчетам аналитической компании ITResearch все сегменты российского рынка информационных технологий в I полугодии 2009 г. показали отрицательную динамику. Однако, степень падения оказалась сильно неоднородной (от 4 до 65%, в натуральном выражении) в зависимости от специфики конкретного сегмента.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК, ноутбуки/нетбуки, серверы стандартной архитектуры) в I полугодии составил около 2870 тыс. шт. При этом более 56% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК с учетом «самосбора», более 42% — на мобильные ПК (почти 7% из них пришлось на нетбуки), и примерно 1% — на серверы.

По сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г. доля мобильного сегмента выросла на 7,5 процентных пункта, превысив 42% рынка ПК. Хотя надо отметить, что темпы снижения доли стационарных устройств в острой фазе кризиса все же замедлились, особенно если сравнить с показателями уже второй половины 2008 г.

По сравнению с докризисным первым полугодием 2008 г. продажи десктопов упали на 43%, а стандартных ноутбуков — на 30%. Нетбуки как новый сегмент выросли почти в два раза. Наиболее же пострадавший сегмент — это серверы: более 65% падения.

Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам полугодия составили* Acer, Depo, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems. В сегменте мобильных ПК в первую пятерку вошли* Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Samsung и Toshiba. В сегменте серверов лидируют компании* Aquarius, Depo, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.

Мониторы

Показатели первого полугодия 2009 г. на рынке мониторов оказались очень разочаровывающими. Продажи составили 1,88 млн устройств на сумму 354 млн долл., что меньше результатов аналогичного периода 2008 г. на 47% и 65% соответственно. В марте начали массово продаваться широкоформатные мониторы с соотношением сторон не 16:10, а 16:9. Доля таких устройств (имеющих серьезное ценовое преимущество по сравнению с другими форматами) быстро растет. В течение всего полугодия продолжала расти концентрация рынка — на ведущую тройку по итогам II квартала приходилось уже 78%. Второй эшелон чувствует себя более-менее нормально, но «хвост» очевидно отмирает.

Лидером рынка осталась компания Samsung, далее следуют Acer и LG.

Мультимедийные проекторы

Объем российского рынка мультимедийных проекторов составил менее 28 тыс. устройств, что почти вдвое меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В денежном выражении рынок составил лишь 32,6 млн долл. И уменьшился почти на 57%, что объясняется снижением средней стоимости устройств, которая опустилась до 1177 долл. и держалась на этом уровне оба квартала.

По итогам полугодия лидером данного рынка стала компания Acer, кроме нее в первую тройку входят* BenQ и Epson. Стоит отметить и группу вендоров, также показавших значительные объемы продаж: NEC, Sanyo и Toshiba*.

Жидкокристаллические телевизоры

По итогам полугодия продажи ЖК- телевизоров составили около 1,6 млн устройств на сумму 1,07 млрд долл., снизившись относительно аналогичного периода предыдущего года на 11% и 38% соответственно. Опережающее падение денежных показателей было обусловлено более чем 30%-ным снижением средней стоимости.

Телевизоры со стандартным (4:3) соотношением сторон все сильнее уходят в нишу — на кухню, на дачу. За год их доля драматично уменьшилась и к лету составляла уже всего лишь 6%. Основным «бенефициаром» оказался 32-ой дюйм, который и так уже давно является ключевым типоразмером на рынке телевизоров.

Позиции вендоров сильно менялись от квартала к кварталу. В целом, по итогам полугодия по-прежнему лидером осталась компания Samsung, далее следуют Philips и LG.

Плазменные панели и телевизоры. В целом по итогам полугодия продажи составили почти 200 тыс. устройств, что всего на 4% меньше показателей 2008 г. Однако, вследствие более чем 40%-го снижения средних цен суммарная выручка составила всего 216 млн долл. (падение на 43%).

Из технологических тенденций стоит отметить рост доли 32-дюйм «плазм» до четверти всего рынка, что очевидно связано с востребованностью самых дешевых решений.

Тройку лидеров составили компании LG, Panasonic и Samsung*, на которых приходится подавляющая часть продаж.

Информационные панели

Одним из наиболее пострадавших вследствие кризиса рынков оказался сегмент больших профессиональных мониторов для публичного применения. За полугодие было продано всего 2,2 тыс. панелей, что на 56% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Примечательно, что это был почти единственный рынок, где практически не наблюдалось снижения средневзвешенной стоимости продукции.

Удержанию средней стоимости способствовал существенный сдвиг структуры продаж рынка в сторону больших диагоналей. Однако это, к сожалению, пока тяжело считать трендом, поскольку такое структурное изменение в первую очередь было связано со «схлопыванием» массовой составляющей рынка. В данном сегменте традиционно сильны позиции* LG, NEC, Panasonic, Samsung, Sony.

Цифровые видеокамеры

На рынке цифровых видеокамер было продано 183 тыс. устройств, что почти на 50% меньше прошлогоднего результата. В деньгах рынок ужался еще сильнее (на 56%). В первую пятерку, обеспечивающую продажи подавляющего большинства камер (более 95% в натуральном исчислении), вошли* Canon, JVC, Panasonic, Samsung, Sony. Можно отметить, что заметно увеличили свои доли компании, активно продвигавшие видеокамеры, пишущие на flash-память.

Принтеры и МФУ

Общий объем рынка принтеров и настольных многофункциональных устройств в первом полугодии 2009 г. составил 1,3 млн шт. — на 45% меньше, чем в соответствующем периоде 2008 г. В денежном выражении продажи сократились несколько больше — почти на 50% (257 млн долл.).

Характерной особенностью динамики рынка явилось почти одинаковое по величине и синхронное снижение спроса как в сегменте принтеров, так и МФУ. Среди структурных изменений на рынке лазерных устройств стоит отметить заметное смещение спроса в сторону более скоростных монохромных принтеров для рабочих групп.

По общему объему продаж принтеров и настольных МФУ в первом полугодии, как и раньше, лидировали компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung.

Сканеры. В первом полугодии общий объем продаж планшетных и документных сканеров составил 115 тыс. шт., а в денежном выражении — 20,4 млн долл. Наиболее заметно, особенно во II квартале, сократились продажи в сегменте массовых планшетных сканеров, в то время как спрос на документ-сканеры уменьшился не так значительно, а их продажи в I и II кварталах оставались примерно на одном уровне.

На рынке планшетных сканеров тройку лидеров по-прежнему составляют компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard. В сегменте документ-сканеров наибольшая рыночная доля* у Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.

Расходные материалы

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 8,3 млн шт. в натуральном выражении и 404 млн долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. рынок уменьшился и в денежном и в натуральном исчислении чуть более чем на 40%.

Цифровые фотокамеры

За полугодие было продано около 1,5 млн шт. цифровых фотокамер, что на 35% меньше показателя аналогичного периода 2008 г. Лидером продаж по разрешению в первом полугодии стали 10-Мп камеры, на них пришлось почти 37%.

По количеству проданных камер лидирующая пятерка не изменилась, как и прежде в нее входят* Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony. Также не сильно изменилась и доля этой пятерки (чуть более 80% рынка).

Цифровые фоторамки

Объем рынка цифровых фоторамок в первом полугодии текущего года составил 143 тыс. штук. Самыми популярными стали 7-дюйм рамки, их доля составила более 60%. В первой пятерке — компании* Kodak, Philips, Rekam, Samsung, Sony, на их долю приходится более 70% продаж в натуральном исчислении.

ИБП

На рынке ИБП в первом полугодии 2009 г. было продано почти 600 тыс. устройств на сумму около 108 млн долл., что примерно на 50% меньше аналогичного периода 2008 г. как в натуральных, так и в денежных показателях. Несмотря на то, что ожидалось опережающее снижение денежной составляющей рынка, этого не призошло. Скорее всего, это было связано с тем, что проекты на рынке ИБП длятся достаточно долго, и у ряда компаний-«тяжеловесов» продолжалась работа над большими проектами. Это позволило им показать отличные (для данного времени) результаты и несколько «вытащить» рынок вверх. Кроме того, сыграло роль некоторое подорожание продукции по сравнению с уровнями начала 2008 г.

Лидером рынка осталась компания APC by Schneider Electric. В первую пятерку также входят* Chloride, Eaton, Ippon и Powercom, на долю этих пяти компаний в сумме пришлось 84% рынках в деньгах.

* Перечисление компаний везде дается в алфавитном порядке.

Координаты аналитической компании ITResearch: (495) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru, www.itresearch.ru

Полную версию результатов исследования российского ИТ-рынка в I полугодии можно прочитать в «Бестселлерах IT-рынка, №3 2009», с. 12-13.