Исследовательский холдинг «Ромир» продолжает публикацию всероссийского онлайн-опроса*, посвященного изучению аудитории социальных сетей. О некоторых его результатах мы уже писали. В этом разделе освещается отношение респондентов к платной регистрации в сетях.

Исследование показало, что большинство (82%) российских интернет-пользователей негативно относятся к введению платной регистрации в социальных сетях. Причем, если среди взрослых (старше 30 лет) участников преобладают сдержанные оценки «скорее негативно», то молодежь (от 14 до 30 лет) чаще всего более категорична и выражает свое отношение к платной регистрации как «очень негативное». Как свидетельствуют данные опроса, различные коммерческие сервисы также не слишком популярны среди завсегдатаев таких сетей. Лишь двое из десяти респондентов (20%) ответили, что пользуются дополнительными платными возможностями, предоставляемыми администрациями сайтов.

 В 75 случаях из 100 участники опроса заявляли, что не готовы рассматривать вариант регистрации в социальной сети за деньги. Причем 43% участников опроса утверждают, что категорически не готовы платить деньги за создание аккаунта, а треть респондентов (32%) предполагают, что скорее не готовы. Лишь 5% респондентов не исключают для себя возможности зарегистрироваться в социальной сети за деньги (см. рисунки).

Примерно аналогичная картина и с дополнительными сервисами, предоставляемыми администрациями социальных сетей своим участникам за деньги. 77% респондентов ответили, что не готовы платить, чтобы получить какие-то особенные виртуальные возможности. Чаще так отвечали представители низкодоходной группы населения (80%). Вместе с тем каждый пятый (20%) участник опроса утверждает, что пользуется платными сервисами в социальных сетях. Причем мужчины говорят об этом несколько реже, чем женщины (18% против 22%).

Из тех, кто платит деньги за дополнительные сервисы, 68% делают это практически бескорыстно, отправляя виртуальные подарки своим друзьям, чуть более трети (36%), пытаясь произвести неизгладимое впечатление на виртуальных собеседников, украшают свои сообщения платными смайликами и картинками. Четверть пользователей платных услуг, не жалея средств, повышают свой рейтинг, столько же людей (25%) тратят финансы на то, чтобы выложить как можно больше фото- и видеоматериалов на всеобщее обозрение. Каждый пятый (20%) не может отказать себе в удовольствии поиграть в шпиона и платит деньги за активизацию режима «невидимка», позволяющего не только оставаться незамеченным на сайте, но и заходить инкогнито на странички других пользователей. А 15% респондентов признаются, что готовы доплатить лишь для того, чтобы их страничка выглядела нестандартно.

Среди тех участников социальных сетей, кто не пользуется платными сервисами, лишь 18% ссылаются на недостаток средств, большинство же (59%) объясняют свою позицию элементарным отсутствием необходимости в пользовании дополнительными возможностями, треть (33%) не платят денег администрациям сайтов из принципа, а 7% мотивируют это неудобными системами оплаты.

Конечно, готовность регистрироваться в социальной сети за деньги и использовать платные возможности зависит от материального благосостояния участников. Именно поэтому в высокодоходной группе доля граждан, готовых выкладывать деньги за коммерческие сервисы социальных сетей, несколько больше, чем в низкодоходной.

* Во всероссийском онлайн-опросе в сентябре 2009 года приняли участие 4 тыс. 39 человек в возрасте от 14 лет и старше. Выборка репрезентирует активных интернет-пользователей из всех федеральных округов России.