Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» (№ 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.) субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, в уставном капитале которых доля государственных или общественных организаций и фондов не превышает 25%. Такое же ограничение распространяется и на суммарную долю одного или нескольких сторонних юридических лиц. В результате в них преобладает частная форма собственности, составляющая как правило около 95 и более процентов.
Кроме того, ограничения накладываются на численность работников малых предприятий: в предприятиях по производству промышленной продукции, строительной и транспортной деятельности — не более 100 человек; в сельскохозяйственной и научно-технической сфере — 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в оптовой торговле и др. видах деятельности — 50 человек.
На конец 2007 г. в РФ насчитывалось 1 млн. 137 тыс. малых предприятий . И это число стабильно растет, за последние 5 лет (с 2002 по 2007гг.) рост составил почти 30%. К концу 2007г. в 1,137 млн. МП работало чуть более 10 млн. человек (10157,3тыс.), что дает среднесписочную численность на предприятие — 8,933 чел.
О большом социально-экономическом вкладе МП говорят , например, такие цифры: на каждые 10 000 чел. населения приходится около 80 МП, причем эта цифра растет (в 2005г. — 69 предприятий на 10000 чел.). А оборот малых предприятий составил в 2007г. почти 15,470 трлн. рублей.
Безусловно, такое большое множество не может быть однородным. Если рассматривать региональный срез, то как и в других аспектах социально-экономической жизни России чрезвычайно велика роль Москвы и Санкт-Петербурга, на которые приходится соответственно18,9 × 11,1% всех МП страны, то есть 30%. На уровне субъектов областного и краевого уровней разброс уровней концентрации малых предприятий достаточно велик.
Анализ распределения МП по отраслям позволяет выделить в качестве явного лидера сферу оптовой и розничной торговли и сервиса по ремонту техники для населения, где сосредоточено почти 45% всех МП. Надо отметить, что, хоть и незначительно, но этот процент постепенно уменьшается. В региональном срезе лидерство данного сегмента достаточно стабильно. Доля предприятий этой сферы в региональном срезе колеблется, однако за редким исключением не опускается ниже 30-35% .
По числу занятых данная сфера также лидирует, однако уже с более низкой долей, что говорит о несколько меньшей среднесписочной численности в расчете на одно предприятие, чем в некоторых других отраслях, в частности в строительстве и в обрабатывающих производствах
Вообще доля работников малых предприятий в структуре занятости население постоянно растет, и на конец 2007г. составляла 18,9%. Причем эта пропорция существенно неравномерна по отраслям. Максимальна она в той же торговле и сфере обслуживания, а также в строительстве, где превышает 50% всех занятых , а вот в такой государственно ориентированной сфере, как добыча полезных ископаемых, роль МП, как и следовало ожидать, весьма скромна (мене 5%).
Представление о финансовой значимости рассматриваемого класса предприятий дает анализ структуры их оборота. Как мы уже говорили, в 2007г. он составил почти 15,5 трлн. рублей, причем последние 2 года (2005 — 2007) он увеличивался в среднем на 25- 30%. Если посмотреть на отраслевую структуру оборота, она сильно отличается от структуры количественного распределения МП по отраслям. Хотя лидер прежний — предприятия сферы торговли и услуг. Однако их доля уже превышает 70%.
В региональном срезе распределение оборота МП очень похоже на распределение по численности, однако абсолютные цифры сильно сместились в пользу Москвы, доля которой составляет 30%. Лишь только у Уральского округа доля в структуре оборота немного выше, чем в структуре численности предприятий.
А отраслевая структура оборота имеет свою специфику. Если в сфере образования годовой оборот одного МП составлял в 2007г. 1,4 млн. руб. , то в сфере торговли и услуг эта цифра более чем на порядок выше.
Подробнее об использовании ИКТ в секторе СМБ см. «Бестселлеры IT-рынка», №2, 2009.