Влияние экономического кризиса на сегмент SMB на рынке казался сильнее, чем аналитическая компания IDC предполагала ранее: в 2009 г. вместо ожидаемого роста на 1,2% произошел спад ИТ-затрат на 4,3%. В 2009 г. он составил 491,4 млрд долл., почти половина которых пришлась на регион ЕМЕА.
В связи с этим компания пересмотрела в худшую сторону свой прогноз развития данного рынка на период
Уже понятно, что малый бизнес не будет восстанавливаться быстрее, чем компании среднего размера. Напротив, по мнению аналитиков IDC, все фирмы сегмента SMB в ближайшие несколько лет будут весьма осмотрительны в своих расходах на ИТ.
Несмотря на ожидаемое в 2010 г. увеличение ИТ-расходов на 17.4 млрд долл., их объем в сегменте SMB, по прогнозу IDC, не вернется к докризисному уровню раньше 2011 г. А в 2014 г. компании сектора SMB потратят на ИТ примерно 629.3 млрд долл.
Хотя снижение затрат коснулось всех основных категорий ИТ-рынка — аппаратных средств, программного обеспечения и услуг, восстановление в них пойдет неравномерно. Наиболее быстро будут расти затраты на ПК и периферию, ненамного по темпам роста от них отстанет ПО, поставляемое в комплекте с «железом». Самым медленным образом будут восстанавливаться затраты на системное ПО и средства хранения данных.
Предполагается, что быстрее всего затраты в SMB на ИТ в ближайшее время будут расти в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, хотя даже в этом регионе до 2011 г. объем затрат не вернется к прежнему уровню. На развивающихся рынках в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Латинской Америки в рассматриваемый период темпы роста также будут неплохие — более 7%, в то время как на рынках развитых стран рост не превысит 3—4%.
В то же время на развитые регионы — Северной Америки, Западной Европы и Японии — в сумме приходится порядка 70% мировых расходов сегмента SMB. Это различие в темпах роста и в уровне насыщенности следует учитывать разработчикам новых ИТ-средств для SMB-компаний — в разных регионах стратегия их продвижения может сильно разниться.
IDC отмечает, что, несмотря на кризис, ряд компаний в 2009 г. предложили для рынка SMB интересные продукты и сервисы, отвечающие насущным интересам фирм этого потребительского сегмента. IDC выделила 16 вендоров, работы которых особенно заслуживают внимания и отметила их премией IDC SMB Excellence Award.
Компании Cisco и Network Solutions создали решения для заказчиков сектора SMB и разработали программы, отвечающие специальным запросам основных групп компаний сегмента SMB.
Две дочерние компании EMC, Decho и Iomega, совместно работают над проектом гибких bundled систем хранения для SMB. А также Intuit в содружестве с IBM создали улучшенное решение доступа к Intuit QuickBooks Enterprise Solutions с помощью платформенной технологии IBM Smart Business.
Ряд вендоров представили решения по облачным вычислениям для SMB, сберегающие ресурсы этих компаний: это NetSuite Business Software Suite, Doyenz ShadowCloud, Telstra Business T-Suite, а также LogMeIn Rescue и Ignition для iPhone.
В решениях Oracle Accelerate, SAP Business All-in-One Fast Start и Rogers Communications BusinessFirst Partner Programs используются новые технологии и подходы для упрощения процесса закупок и лучшего удовлетворения нужд SMB-компаний, ищущих современные решения.
Компания HP предложила программу MarketSplash, а IBM — Express Advantage, — эффективные маркетинговые программы, ориентированные на заказчика.
Новые способы доставки и поддержки новых продуктов и технологий предложили компания AT&T — портал InSite и инструментарий AT&T SMART для малого бизнеса; компания Dell — ПК Vostro PC и сервисы ProSupport Services, а также оператор Verizon — Verizon FiOS Internet для широкополосных бизнес-решений (Business broadband solution) для SMB.
По материалам IDC
Подробнее об ИТ-затратах в сегменте SMB на мировом рынке см. «Бестселлеры ИТ-рынка», № 2 2010, «Мировой рынок SMB в цифрах и фактах. Зарубежная аналитика».