По оценкам J'son & Partners Consulting, к концу 2010 г. услугами платного телевидения в России будет пользоваться 16,3 млн абонентов¹. Уровень проникновения услуги будет выше 31%. Существенную долю рынка платного телевидения занимает Москва. По данным компании, в целом по Москве на конец перового полугодия 2010 г. около 0,8 млн домохозяйств пользовались услугой платного телевидения. Проникновение услуги в Москве превысило 21%, при этом уровень цифровизации платного телевидения составляет 100%, т. е. все абоненты платного телевидения Москвы получают сигнал в цифровом формате. К концу 2010 г. абонентская база оценивается более чем в 0,9 млн подключенных домохозяйств. Следует отметить, что уровень проникновения платного телевидения в Москве ниже, чем в среднем по стране. Данное соотношение имеет исключительный характер для телекоммуникационного рынка России.

Абонентская база и проникновение платного телевидения в Москве и России, 2008-2014 гг.

Источник: J'son & Partners Consulting

 

По оценкам аналитиков, объем рынка платного цифрового телевидения Москвы к концу 2010 г. должен составить более 125 млн долл. После 2010 г. прогнозируется увеличение объема рынка платного цифрового телевидения Москвы за счет активного набора абонентской базы.

При этом на московском рынке платного телевидения наблюдается тенденция снижения показателя ARPU за счет следующих фактов:

  • высокий уровень конкуренции на рынке,
  • подписка на телевизионные пакеты в рамках пакетов double-play, что снижает стоимость услуги платного телевидения для пользователя.

Основными игроками рынка платного телевидения Москвы являются оператор кабельного цифрового телевидения «Акадо», обслуживающий 34% абонентов, и оператор IPTV «Стрим-ТВ», доля которого составляет 18% от общей абонентской базы. Аналитики отмечают также активный рост абонентской базы платного телевидения «Билайн ТВ», предоставляющего услугу по технологии IPTV, у которого на конец первого полугодия 2010 г. насчитывалось более 60 тыс. пользователей (6%). Прирост абонентской базы по сравнению с итогами 2009 г. составил более 200%.

По-прежнему большая часть пользователей телевидения в Москве являются абонентами социального телевидения, для которого не нужны специализированные ТВ-приставки. К данной категории относятся абоненты «НКС» (2,8 млн домохозяйств), получающие доступ к эфирным и открытым телеканалам с оплатой, включенной в единый платежный документ (ОЕИРЦ), и абоненты «Акадо» (около 1 млн домохозяйств), получающие доступ к ряду эфирных и открытых телеканалов в рамках предоставления услуги аналогового телевидения с оплатой за техническую поддержку линии. Таким образом, большинство домохозяйств в Москве подключено к услуге социального телевидения.

 

Анализ аудитории платного телевидения в Москве

По результатам проведенного исследования аудитории платного и социального телевидения аналитики выделяют следующие ключевые факты:

  • Среди пользователей социального телевидения 41% полагают, что услуга телевидения является бесплатной. Во многом это объясняется неосведомленностью населения относительно услуги телевидения и, в частности, абонентской платы. Действительно, с юридической точки зрения услуга социального телевидения от операторов «НКС» и «Акадо» является бесплатной. На практике же москвичи платят за данную услугу в качестве оплаты за пользование антенной («НКС») или технической поддержки сети («Акадо»).
  • Наибольшее количество домохозяйств, подключенных к услуге платного телевидения, находятся в Центральном и Юго-Восточном административных округах.
  • В результате проведенного исследования выяснилось, что большая часть абонентов платного телевидения (более 65%) регулярно смотрит не более 10 телеканалов из всех доступных для просмотра. При этом доля респондентов, которые смотрят все каналы, составляет не более 3% от всех опрошенных.
  • Большинство абонентов платного телевидения отмечает следующие недостатки предоставляемой услуги: плохое качество изображения телеканалов, нестабильная работа декодера, низкий уровень обслуживания и высокая абонентская плата.

 


¹Под абонентами платного телевидения J'son & Partners Consulting понимает пользователей, в отличие от абонентов социального телевидения, получающих доступ к телевизионным услугам при помощи системы условного доступа.