о данным
исследования фонда "Общественное мнение" (ФОМ), проведенного в
ноябре–декабре
Согласно исследованию, практически каждый второй россиянин старше 12 лет (около 57 млн человек) пользуется Интернетом, при этом каждый третий из них для выхода в Интернет использует мобильный телефон или другое мобильное устройство.
Основным трендом в распространении Интернета можно назвать взрывной рост доли активной аудитории на фоне общего увеличения числа Интернет-пользователей в целом – соответственно на 94% и 43% за 2 года. Сейчас ядро Интернет-аудитории – пользователи, выходившие в Сеть хотя бы раз за последние сутки, – составляет 40 млн человек, или 33% населения старше 12 лет.
По мнению
аналитиков ФОМ, ключевыми факторами, определяющими включенность в
Интернет-аудиторию, являются возраст и место жительства. В крупных
городах-миллионниках 6 из 10-ти жителей выходят в Интернет как минимум раз в
месяц, но чем меньше размер населенного пункта, тем ниже этот показатель: в
селах Интернетом охвачено лишь 29% жителей (см. рис. 1).
Рис. 1. Доли различных интернет-пользователей в группах по возрасту и месту проживания, в % от группы
Источник:
ФОМ
Общий уровень "мобилизации" страны достаточно высок. Хотя бы один мобильный телефон или мобильное устройство есть у 86% населения старше 12 лет. И для подавляющего большинства основным мобильным устройством является обычный мобильный телефон. Доля сложных и функциональных смартфонов, коммуникаторов и т. п. составляет всего около 9%. Самые популярные в России марки мобильных телефонов – Nokia и Samsung (аппараты этих фирм имеют соответственно 41% и 30% пользователей мобильных телефонов), с более чем троекратным отрывом опередившие конкурентов.
Выяснилось
также, что самая популярная функция мобильного телефона, помимо возможности вести
разговор, – отправка SMS-сообщений (63%). Фотографирует на свой мобильный
телефон (мобильное устройство) примерно каждый четвертый пользователь (см. рис.
2).
Рис. 2. Пять самых популярных практик пользования мобильным
телефоном (исключая разговоры), в % от владельцев мобильных телефонов /
устройств.
Источник:
ФОМ
Наиболее активно всеми возможностями мобильного устройства пользуются люди в возрасте 12-20 лет, в более старших возрастных группах степень использования тех или иных функций стремительно снижается. Если среднестатистический пользователь мобильного телефона использует в нем 3 функции, включая разговор, то среди молодежи этот показатель превышает 5, а среди пользователей мобильного Интернета – 7.
О важности функции выхода в Интернет с помощью мобильных устройств говорят лишь 22% их обладателей. Интересно, что примерно каждый пятый пользователь мобильного Интернета заявляет, что эта возможность для него не важна. Этот факт объясняется тем, что для подавляющего большинства пользователей мобильного Интернета выход в Сеть с телефона / мобильного устройства не является единственным и основным. Например, три четверти аудитории мобильного Интернета имеют также доступ из дома.
Проведенное исследование свидетельствует, с одной стороны, об относительно широком распространении мобильного Интернета среди россиян. С другой же стороны мобильный доступ в Интернет оказывается в значительной степени вторичным и дополнительным по отношению к иным способам выхода в Сеть, прежде всего – по ШПД (особенно в городах). Использование мобильного Интернета пока чаще всего сопряжено с решением срочных и оперативных коммуникационных и поисковых задач в ситуации отсутствия стационарного доступа к Сети.