Динамика рынка ИТ-товаров в 2011 г. свидетельствует об окончательном завершении выхода российской ИТ-отрасли из кризиса. Если в первом квартале еще активно реализовывался отложенный во время кризиса спрос, особенно в бизнес-сегменте, то во втором и третьем кварталах развитие рынка уже подчинялось внутренней логике рынка.
По данным компании GFK, основанным на мониторинге розничных продаж конечным пользователям и бизнесу, уже в первой половине 2011 г. объем продаж в денежном выражении превысил уровень аналогичного периода 2008 г. (рис. 1). После сезонного снижения во втором квартале, в третьем квартале продажи ИТ-товаров выросли более чем на 10% по сравнению со вторым кварталом и на треть — по сравнению с третьим кварталом предыдущего года. Основным источником тенденций развития ИТ-рынка в целом остаются рынки компьютеров и мониторов, в сумме составляющие около 70% всех розничных продаж ИТ.
Начиная с 2010 г., можно считать, что структура российского компьютерного рынка стабилизировалась: доля мобильных компьютеров, выросшая с 38% в 2008 г. до 66% в 2010 г., в
Источник: GFK
Рис. 1. Динамика российского ИТ-рынка в
Рост компьютерного рынка стимулировался снижением цен на мобильные компьютеры и на мониторы: на фоне двузначных цифр снижения цен по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. неудивительно, что компьютерный рынок процветает и стимулирует продажи компьютерных аксессуаров. После
На фоне общего снижения цен во всех сегментах компьютерного рынка наиболее динамичной его частью стал сегмент ноутбуков начального уровня. Предложение ноутбуков самого популярного в России формата 15 дюймов с процессорами низшей ценовой категории, обеспечивающей тем не менее комфортную работу с базовыми приложениями и доступ в Интернет, привлеклона рынок дополнительные группы покупателей. В результате в России сейчас расширяется пользовательская база компьютерного рынка, и число компьютеров в домашнем хозяйстве приближается к размеру семьи.
Рынок настольных компьютеров, как неоднократно отмечалось аналитиками, в последние годы стал в России нишевым, его развитие определяется тенденциями совершенно независимых сегментов. Так, продажи настольных компьютеров бизнес-клиентам активно растут, стимулируемые потребностью в обновлении парка и расширении бизнеса после кризиса. По объему продаж настольных компьютеров бизнес-сегмент уже существенно превзошел уровень 2008 г. В то же время продажи настольных компьютеров частным, домашним пользователям существенно ниже и растут только в определенных сегментах, таких как графические станции, «игровые» компьютеры и компьютеры-моноблоки.
Компьютерный рынок является не только самой большой частью ИТ-рынка — он, естественно, определяет и развитие остальных его сегментов, формируя спрос пользователей на компьютерные аксессуары и сопутствующие товары. Изменения структуры рынка компьютеров, активный переход к мобильным компьютерам в
Сейчас, со стабилизацией структуры рынка компьютеров, можно ожидать корректировки этих тенденций. В целом в связи с ростом компьютерного рынка во всех этих категориях наблюдается стабильный рост, который в денежном выражении в третьем квартале 2011 г. составил
Подробнее о тенденциях на российском розничном ИТ-рынке см. в статье «Российский ИТ-рынок мобилизует резервы роста», «Бестселлеры IT-рынка», № 4, 2011