Как показал опрос пользователей мобильной связи, проведенный компанией SMARTEST* по заказу J’son & Partners Consulting в городах-миллионниках в августе 2012 г., две трети респондентов имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии (рис. 1). Это указывает на относительно высокую степень проникновения VoIP в крупных городах. Основные причины, по которым опрошенные не используют IP-телефонию, связаны с отсутствием необходимости в данных сервисах и с непониманием того, как ими воспользоваться.

Рис 1. Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии?

Источники: J’son & Partners Consulting, SMARTEST, август 2012 г.

Наиболее популярным приложением для интернет-телефонии является Skype, лидирующий с большим отрывом. Далее по распространенности следуют звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте»), QIP, «Мультифон», SIPNET, Google Talk, «Зебра Телеком» и Betamax.

По оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype, что соответствует уровню проникновения более 14%. По прогнозам, в 2012 г. эти показатели вырастут до 27 млн и 17,3%, а к концу 2015 г. — до 37 млн и 23,5% соответственно (рис. 2). Основными драйверами роста рынка VoIP в России будут дальнейшее развитие рынка ШПД (включая мобильный широкополосный доступ, в том числе по технологии LTE), увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на традиционную междугороднюю связь.

Рис. 4. Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

Трафик голосовой информации в сети передачи данных (IP-телефонии) в России в 1-м кв. 2012 г. вырос на 28% по сравнению с 1-м кварталом 2011 г., а в целом за 2011 г. этот показатель вырос в 4 раза и составил 3,7 млрд мин. В денежном выражении объем рынка операторских услуг IP-телефонии (без учета Skype и других подобных проектов) в России в 4-м кв. 2011 г. превысил отметку 900 млн руб. (около 30 млн долл.). Уровень развития операторских услуг IP-телефонии в России по сравнению со странами-лидерами можно охарактеризовать как низкий; в основном в стране активно развиваются VoIP-проекты относительно небольших альтернативных операторов.

С другой стороны, достаточно быстро развиваются услуги корпоративной IP-телефонии, включая услуги виртуальных АТС (IP-Centrex), которые в 2011 г. принесли провайдерам, по оценкам J’son & Partners Consulting, 1,0-1,5 млрд руб. В целом рынок операторской IP-телефонии в России по итогам 2011 г. составил 4-4,5 млрд руб., причем основная доля рынка пришлась именно на корпоративный сегмент (рис. 3).

Рис. 3. Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

*SMARTEST — оператор мобильных опросов и исследований в России и СНГ, оказывающий услуги по проведению мобильных и онлайн-опросов в 22 странах мира. Компания использует самую современную платформу проведения мобильных опросов OnDevice (UK).