Как показал опрос пользователей мобильной связи, проведенный компанией SMARTEST* по заказу J’son & Partners Consulting в городах-миллионниках в августе 2012 г., две трети респондентов имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии (рис. 1). Это указывает на относительно высокую степень проникновения VoIP в крупных городах. Основные причины, по которым опрошенные не используют IP-телефонию, связаны с отсутствием необходимости в данных сервисах и с непониманием того, как ими воспользоваться.
Рис 1. Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии?
Источники: J’son & Partners Consulting, SMARTEST, август 2012 г.
Наиболее популярным приложением для интернет-телефонии является Skype, лидирующий с большим отрывом. Далее по распространенности следуют звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте»), QIP, «Мультифон», SIPNET, Google Talk, «Зебра Телеком» и Betamax.
По оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype, что соответствует уровню проникновения более 14%. По прогнозам, в 2012 г. эти показатели вырастут до 27 млн и 17,3%, а к концу 2015 г. — до 37 млн и 23,5% соответственно (рис. 2). Основными драйверами роста рынка VoIP в России будут дальнейшее развитие рынка ШПД (включая мобильный широкополосный доступ, в том числе по технологии LTE), увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на традиционную междугороднюю связь.
Рис. 4. Количество пользователей VoIP и уровень проникновения,
Источник: J’son & Partners Consulting, 2012
Трафик голосовой информации в сети передачи данных (IP-телефонии) в России в
С другой стороны, достаточно быстро развиваются услуги корпоративной IP-телефонии, включая услуги виртуальных АТС (IP-Centrex), которые в 2011 г. принесли провайдерам, по оценкам J’son & Partners Consulting,
Рис. 3. Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011
Источник: J’son & Partners Consulting, 2012
*SMARTEST — оператор мобильных опросов и исследований в России и СНГ, оказывающий услуги по проведению мобильных и онлайн-опросов в 22 странах мира. Компания использует самую современную платформу проведения мобильных опросов OnDevice (UK).