В
Даже рынки стран с колоссальным населением, таких как Китай и Индия, не бездонны, и исследование показывает, что во всех странах мира рынки вступают в новую фазу: каждая очередная покупка будет стимулироваться в основном переходом клиента к новому поставщику услуг.
На прошедшем летом этого года всемирном Форуме широкополосной связи (Broadband Forum) компания Point Topic представила много других интересных статистических данных.
Так, в географическом плане продолжает доминировать азиатский регион, все страны которого совокупно за квартал еще увеличили свою долю на 0,14%, которая на конец Q1 '12 достигла 42,3% и в последующие квартал темпы роста предположительно только увеличатся. Это не означает, что в других регионах рынки растут хуже (хотя и этот момент присутствует), просто рынки в Европе, на которую приходится 29,4% глобального рынка) и особенно в Северной Америке (24,6%) более насыщены. На страны Ближнего Востока и Африки пока приходится доля лишь в 3,2%.
Широкополосные подключения
Технология DSL-доступа в глобальном масштабе пользуется наибольшей популярностью (см. рис. 1), и хотя в рассматриваемый период ее доля сократилась на 0,5%, должно пройти еще немало времени, пока доступ по медным проводам уступит первенство другим технологиям.
Рис. 1. Структура мирового рынка линий фиксированной широкополосной связи по технологиям
Источник: Point Topic
Доступ по кабелю занимает вторую позицию с долей 19,3%, и в большинстве регионов рост этой технологии даже превзошел ожидания аналитиков, особенно в Европе и на обоих американских континентах.
Однако самая перспективная на сегодняшний день технология доступа — это FTTx. Эффективность вложений с точки зрения операторов и существенное расширение канала по сравнению с DSL являются важнейшими преимуществами этой технологии. Количество FTTH-абонентов (Fiber-to-the-home, оптоволокно до дома, — технология, основанная на использовании оптоволоконного кабеля для подключений «последней мили» и ее гибридные комбинации с локальной сетью) растет с малой базы, но хорошими темпами, хотя на большинстве рынков таких линий пока еще мало.
Спутниковая и мобильная типы связи также набирают число частных подписчиков ускоренными темпами. Это отражает стремление потребителей иметь широкополосный доступ в том случае, когда под рукой нет доступа к связи по фиксированным каналам. Свою роль в росте абонентов по этим линиям также сыграл запуск в США и Европе спутников, работающих в частотном диапазоне Ka. Существенное увеличение ширины полосы с одновременным улучшением стоимостных показателей повысило спрос на эту технологию со стороны потребителей. Теоретически эта технология имеет широчайший потенциал при меньшей конкуренции, чем в области фиксированной связи.
По количеству подписчиков на доступ по фиксированным широкополосным каналам Китай оставил далеко позади все другие страны мира: к концу I квартала 2012 г. на него в глобальном масштабе приходилось 42,5% новых подключений. В результате на конец рассматриваемого периода в этой стране насчитывалось порядка 165 млн абонентов услуг, предоставляемых по широкополосным каналам связи (см. рис. 2).
Рис. 2. Топ-10 стран по количеству абонентов широкополосных линий связи в Q1 12
Источник: Point Topic
В США в Q1 '12 темпы роста увеличились, по сравнению с предшествующим кварталом количество подписчиков стало больше примерно на 0,5 млн. Такому успеху, главным образом, способствовали активные подключения по кабельным каналам.
В других странах из числа топ-10 отмечалась смешанная картина. В частности, в Германии, Великобритании, Бразилии и Южной Корее период Q1 '12 оказался более успешным, чем Q4 '11. В других же странах рост замедлился. Отрадно отметить, что Россия по количеству абонентов не только вошла в первую десятку, но даже уверенно обошла такие страны, как Великобритания, Южная Корея и Бразилия.
В то же время аналитики компании Point Topic с удивлением констатировали присутствие в топ-10 Италии. И они объясняют присутствие в десятке этой страны не столько ростом спроса на широкополосный доступ в ней, сколько тем, что застопорился рост в Индии, которая в результате в 2012 г. не смогла попасть в первую десятку. Трудности в Индии связаны с малым объемом развертываемых новых линий фиксированной связи, высокими затратами операторов в сравнении с их средним доходом и большими сложностями для провайдеров со стороны госрегуляторов.
Более подробно о мировом рынке ШПД см. в статье «Широкополосная связь становится повсеместной», в «Бестселлерах ИТ-рынка», 2012 № 3 на с. 86.