Аналитическая компания Forrester Research провела масштабные исследования уровня проникновения широкополосной связи по регионам и странам мира. По ее данным, за период с 2005-го по 2011 гг. количество абонентов широкополосного доступа в мире выросло более чем вдвое, хотя еще далеко не во всех странах достигнут уровень насыщения по online-подключениям. В то время как большинство потребителей в США, Европе и Китае регулярно пользуются Интернетом со своих ПК различных форматов, в Росси и Индии online-пользователей значительно меньше. Кроме того, аналитики отмечают, что в разных странах для доступа к Web потребители используют различные компьютерные устройства. По данным Forrester Research, на конец 2011 г. глобальная online-аудитория уже превысила 2 млрд человек.
На большинстве насыщенных рынков уровень online-проникновения взрослого населения (18+ лет) превышает 70%, а, например, в Италии и Бразилии этот показатель составил лишь 57%, в Индии еще значительно меньше (27%). Первой по этому показателю оказалась Австралия (94%), далее следуют три европейские страны: Нидерланды (93%), Швеция (88%) и Великобритания (82%). Затем – Канада (80%), пятое место с показателем уровня проникновения 79% поделили США и Китай. Россия в этом рейтинге занимает 13-е место с показателем 55%, несколько отстав от Польши (59%) и Италии (57%).
Из числа домашних пользователей, подключенных к Интернету online, большинство подсоединены по широкополосным каналам: в Японии широкополосный выход в Сеть из дома имеют 94% взрослого населения, в Китае – 86%, в США примерно 84%, в Европе в среднем 81% (по семи основным странам). В России этот показатель составляет 65%, что чуть хуже, чем в Канаде (66%), но лучше, чем в Польше (64%).
В то же время в Мексике 43%, а в Индии – 20% людей, имеющих online-доступ, до сих пор используют dial-up-подключение, и только примерно одна треть имеют дома полноценный ШПД.
Количество людей, имеющих доступ в Интернет, в период с 2011-го по 2016 г. будет расти со среднегодовыми темпами 6.2%, но в развивающихся странах, в частности, странах BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) темпы роста, по прогнозу Forrester, будут значительно выше, а за последние пять лет все они более чем удвоили уровень проникновения online-подключения. В частности, в период 2006-2011 гг. в России уровень проникновения вырос почти в 2,5 раза, а по числу абонентов к 2011 г. она уже обошла Италию, и их количество вполне сопоставимо с Францией и Индией.
Число устройств, с которых пользователи Интернет подключаются к Сети в разных странах
Источник: Forrester Research
Что касается компьютерных устройств, с которых осуществляется выход в Интернет, то, по данным Forrester Research, большинство online-потребителей подключаются с нескольких устройств – это и десктоп, и ноутбук (нетбук), и планшет, и смартфон. Так, в США одно устройство для выхода в Сеть имеют 35% пользователей от общего количества подключенных, у 33% для этих целей служат два устройства, 17% могут подключаться с трех различных устройств, еще 5% - с четырех разных устройств, и 1% имеют целых пять подключенных устройств (рис. 4). В Южной Корее это соотношение выглядит даже немного лучше: там у 4% подключенных есть возможность выхода в Интернет с пяти девайсов (см. рисунок). В Китае картина примерно сходная с США, однако там гораздо больший процент людей (16% против 9%) вообще не подключены к Интернету. По мере того как дешевые планшеты типа Kindle Fire в США наводняют рынок, количество пользователей, которые осуществляют доступ в Web с нескольких различных устройств, будет увеличиваться.
Появление на рынке в массовом количестве потребительских мобильных устройств с возможностью online-подключения чрезвычайно расширило интернет-аудиторию и позволило консьюмерам постоянно находиться на связи с Сетью. Это, в свою очередь, очень изменило их образ жизни. Например, в США, согласно результатам опросов Forrester Research, примерно 90% подключенного взрослого населения делают покупки с помощью компьютера, более половины владельцев смартфонов покупают с их помощью продукты. Так же поступают и 60% американских пользователей планшетов.
Более подробно о мировом рынке ШПД см. в статье «Широкополосная связь становится повсеместной», в «Бестселлерах ИТ-рынка», 2012 № 3 на с. 86.