По данным компании J’son & Partners Consulting, общий объем рынка телекоммуникационных услуг по итогам 2012 г. составил 240 млрд руб., из которых на фиксированную связь пришлось 54% рынка. Несмотря на небольшую долю в общей структуре российского бизнеса (7% компаний), на крупный бизнес приходится почти половина (49%) доходов от услуг фиксированной и мобильной связи (см. рисунок).

Структура рынка по услугам Структура рынка по размеру компаний

Источник: J’son & Partners Consulting

По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост (CAGR) должен составить около 10%, и к 2016 г. общий объем услуг фиксированной и мобильной связи в корпоративном сегменте может достигнуть 360 млрд руб.

Рост телекоммуникационного рынка будет обеспечен дальнейшим развитием услуг голосовой мобильной связи, проводного доступа в Интернет и развития виртуальных сетей связи. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в разрезе услуг наибольший рост покажет мобильная голосовая связь (см. таблицу) за счет распространения смартфонов среди сотрудников региональных компаний и снижения средней цены на «умные» телефоны.

Среднегодовой денежный рост (CAGR) рынка в разбивке на услуги связи 2012-2016 гг.

Услуга CAGR 2012-2016
Фиксированная телефония 3%
Проводной ШПД 7%
VPN 7%
Аренда каналов -5%
Мобильная голосовая связь 17%

Источники: J’son & Partners Consulting

Исследование показало, что существенным фактором использования телекоммуникационных услуг является географическое развитие бизнеса компаний. Сегодня российские компании активно расширяют территорию своего присутствия. Если рассматривать структуру предприятий по числу офисов, то доля компаний, имеющих более одного офиса в пределах региона, достигает более 20%. За пределами своего региона свои подразделения более 30% предприятий. При этом максимальное количество офисов у средних и малых предприятий лежит в пределах 30 штук, в то время как у крупных компаний наблюдается более 100 офисов.

Компании активно используют услуги фиксированной связи и проводного доступа в Интернет. В целом по России проникновение этих услуг в корпоративном сегменте составило 93% и 66% соответственно.

По прогнозам, в среднесрочной перспективе распространение местной телефонной связи останется на текущем уровне. В сегменте проводного ШПД, напротив, ожидается ощутимый рост проникновения услуги. Рост рынка в натуральном выражении будет стимулировать дальнейшее снижение тарифных планов и развитие благоприятной среды для роста проникновения услуг ШПД в СМБ. Отмечается, что в 2012 г. произошел перелом в технологической структуре рынка проводного ШПД: доля подключений по оптоволокну (разновидности технологии FTTx) превысила в целом по России 50%.

Услуги VPN и аренды каналов используют компании с географически распределенной структурой. Преимущественно это средние и крупные компании, имеющие филиалы и подразделения, расположенные внутри крупных городов, внутри региона, а также по всей территории страны.

Исторически в корпоративном сегменте на рынке фиксированной связи наибольшую долю по доходам среди всех игроков занимает «Ростелеком», однако в целом доля компании по выручке меньше, чем доля по абонентам, что подтверждает преобладание в структуре клиентской базы оператора микро и малого бизнеса. На долю других операторов приходится от 34 до 64% в зависимости от сегмента услуг. В число лидеров на рынке фиксированных услуг входит группа компаний МТС и «ВымпелКом».

На рынке корпоративной мобильной связи по выручке лидерство принадлежит «большой тройке» — компаниям МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом», на долю которых приходится около 95% выручки от корпоративной голосовой мобильной связи.