1. Аудитория
По полученным данным в 2012 г. доступом к Интернету обладали около 62 млн россиян. Наибольший уровень проникновения продемонстрировали Москва и Санкт-Петербург — около 72%, наименьший — сельские районы — 39%. В среднем по стране проникновение достигает показателя 56%.
Почти 80% населения России для входа в Интернет используют персональный компьютер; ноутбуки вторые по популярности — 42%, мобильные телефоны для поиска в Сети выбирают 34% респондентов. Значительно отстают от других средств смартфоны (13%) и планшеты (почти 4%). С точки зрения демографической структуры рынка наиболее активны женщины — их среди пользователей 55%. Две трети аудитории — молодежь в возрасте 18-24 года. Более 40% проживает в обеих столицах. 84% респондентов заявили, что зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети, при этом 36% утверждают, что имеют более одного аккаунта.
Самыми популярными средствами поиска товаров в 2012 г. были поисковые системы — 92% аудитории. 13% приходят в он-лайн магазины из социальных сетей (столь низкий показатель говорит лишь о слабости социальных сетей как каналов дистрибуции, но не как информационной среды).
2. Стимулы и барьеры обращения к он-лайн торговле
Российского потребителя привлекают в интернет-торговле низкая относительно традиционных форматов цена, бесплатная доставка на дом, легкость в нахождении и сопоставления продуктов, возможность доступа к отзывам о товаре других потребителей. В столицах главным стимулом пользоваться услугами e-commerce является доставка на дом. При этом повсеместно потребители готовы платить больше в случае, если они хорошо знают продавца по отзывам или по собственному опыту.
Среди основных барьеров обращения к услугам он-лайн магазинов можно выделить недоверие к безопасности систем он-лайн оплаты (32%), сложности с возвратом и обменом продукции (31%), боязнь делиться своей конфиденциальной информацией (26%) и низкое воспринимаемое качество продукции и самих магазинов (24%).
Следует отметить, что системы он-лайн оплаты сегодня демонстрируют стремительный рост проходящих через них финансовых потоков, а значит, уже в ближайшем будущем главный барьер на пути к росту рынка e-commerce утратит свое значение. То же, только в более отдаленной перспективе, можно сказать и о боязни делиться своей конфиденциальной информацией, так как подобные страхи наиболее распространены среди самой старшей возрастной категории. Наконец, последний барьер также будет ослабевать с приобретением населением как позитивного, так и негативного опыта обращение к электронной торговле и выяснением реального положения дел.
Серьезным фактором развития рынка является обращение производителей к e-commerce. С одной стороны, их выход на рынок будет стимулировать обращение потребителей к электронной торговли (более ¾ респондентов доверяет сайтам предприятий-производителей в большей мере, чем дистрибуторам), с другой, будет способствовать канибализации каналов продаж, приведет к ужесточению конкуренции и уходу с рынка ряда игроков-дистрибуторов.
Наконец, в ближайшее время останется актуальной проблема слабой защиты авторских прав и ненасыщенности рынка готовыми решениями монетизации контента.
3. Стимулирование он-лайн торговли техническими и маркетинговыми средствами
Наиболее перспективными маркетинговыми и техническими средствами стимуляции продаж можно признать гео-привязку (определение стоимости доставки до места, поиск ближайшего магазина), augmented reality (максимальная визуализация информации о товаре за счет средств видео и трехмерной фотографии, возможность примерки), каталожная поддержка, а также техники вовлечения (вишлисты, чекины, случайные рекомендации и пр.).
4. Основные показатели рынка e-commerce
Объем рынка электронной коммерции в России в 2012 г. достиг 325 млрд руб. (или 91 млн заказов). Это означает, что доля e-commerce составляет примерно 1,6% ВВП. Напомним, что согласно другому прогнозу объем отечестственного рынка в 2012 г. должен был быть больше.
Более 4/5 рынка занимает сегмент розничной торговли (общее количество он-лайн магазинов в 2012 г. перевалило за 18 200), который, судя по всему, достиг пределов роста по отношению к традиционному ритейлу. На Москву и Санкт-Петербург приходится почти 2/3 всех продаж. При этом именно в столицах можно прогнозировать опережающий по сравнению с другими регионами страны рост он-лайн продаж (27% против 16%). В регионах же интернет-торговля будет расти в основном за счет товаров, недоступных в небольших городах.
При сохранении существующих темпов роста к 2017 г. рынок перешагнет планку в 500 млрд руб., а к 2020 г. — 650 млрд руб. Главными драйверами роста останутся рост интернет-аудитории на фоне опережающего роста популярности интернет-торговли, развитие систем электронных платежей и каннибализации традиционных рынков.
Наиболее динамично в прошлом году развивались сегменты товаров для дома и мебели, для детей и спорта — их прирост составлял 52, 49 и 44% соответственно. Крупнейший сегмент e-commerce — бытовая техника, он вырос на 26%, уступив косметике и парфюмерии (27%) и украшениям (28%). Сегмент одежды и обуви продемонстрировали 19%-ный рост. Лишь незначительная позитивная динамика была зафиксирована в сегментах продуктов питания и книг.
Источник: по материалам CRN/RE