Исследовательский центр TAdviser объявил о выходе второго обзора «Системы CRM в России 2014». Российский рынок программного обеспечения для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в 2013 г., по данным TAdviser, вырос на 10% до 28,39 млрд руб. (+14% в 2012 г.). Общий объем рынка CRM (лицензии и услуги по внедрению ПО) превысил 51 млрд руб.
Снижение темпов роста обусловлено уменьшением числа крупных (на тысячи рабочих мест) внедрений, особенно в банковской отрасли, где большинство таких проектов уже подошли к завершению. Напротив, растет число проектов в среднем и малом бизнесе (СМБ), в торговле и телекоме, на транспорте и в других отраслях, что свидетельствует, скорее, об изменении вектора на рынке, о его дозревании.
С момента выхода прошлого исследования TAdviser в феврале 2012 г. в базу центра было добавлено 545 CRM-проектов. За всю историю наблюдений были проанализированы данные о 1688 проектах, из которых 286 были завершены в 2012 г. и 239 — в 2013-м.
В базу центра TAdviser попадает около 20% CRM-проектов, реализованных на рынке, однако, она позволяет оценить позиции наиболее динамичных и открытых к предоставлению данных интеграторов и вендоров. Значительную трудность представляет оценка доли на рынке таких крупных западных вендоров как Oracle и SAP, у которых CRM-системы, как правило, внедряются как часть проектов по внедрению ERP, то же самое относится к решениям крупных отечественных вендоров ERP, например, «Галактика» или «Компас».
По данным базы TAdviser, в 2012 и 2013 гг. наибольшее число внедрений в области CRM приходилось на решения компаний 1С (включая решения франчайзи, выполненные на платформе 1С) и Microsoft (Microsoft Dynamics CRM). Также большое число проектов приходилось на внедрение систем от украинской Terrasoft, Asoft и Bmicro.
Крупные западные CRM-платформы могут уступать другим решениям по числу проектов, но оказывать значительное влияние на рынок. Как, например, Oracle Siebel CRM, чьи продолжающиеся внедрения в «Сбербанк» РФ и «ВТБ24» насчитывают уже более 20 тыс. пользователей в каждом отдельном случае. По данным IDC, Oracle лидирует на российском рынке CRM-систем по объему выручки (TAdviser, напротив, оценивает распространение систем по частоте их внедрения).
Среди интеграторов наибольшее число CRM-внедрений, по данным базы TAdviser, выполнили Terrasoft, «1С-Рарус», «Первый БИТ», Manzana Group и Asoft.
По данным каталога CRM-проектов TAdviser, который на февраль 2014 г. насчитывает 1688 внедрений, за всю историю наблюдений наиболее активно проекты по автоматизации управления взаимоотношениями с клиентами реализовывались в таких отраслях, как финансы (286 проектов),
Исторически наиболее активно CRM-системы внедряли компании сферы финансов: именно здесь реализовывались самые масштабные и дорогостоящие проекты с момента становления данного рынка в России. Однако нарубеже 2012-2013 гг. пальма первенства впервые перешла к компаниям сферы торговли, что подтверждают данные базы: если в 2012 г. в базе зафиксировано по 62 проекта CRM в финансах и телекоме (установился паритет), то в 2013-м году 53 проекта в сфере торговли и 40 проектов – в отрасли финансов.
Крупные проекты реализовывались в 2012-2013 гг. также в сфере дистрибуции и госсекторе. Среди торговых компаний особо выделяются внедрения Microsoft Dynamics CRM в компании «Каркаде» (600 пользователей) и «1С:CRM КОРП» в «Юнайтед Элементс Групп» (300 пользователей). Ни один из CRM-проектов в торговле не взял барьер в 1 тыс. пользователей, хотя для банков это довольно обычное дело.
В отношении перспектив CRM в России участники рынка настроены оптимистично. Директор по CRM-решениям компании «1С-Рарус» Алексей Кудинов в 2014 г. прогнозирует рост российского рынка CRM на 30%. Генеральный директор Manzana Group Олег Паленов также считает, что рынок сохранит хорошую динамику.
Средний и малый бизнес также получают выгоду от использования CRM в формате SaaS за счет экономии на запуске, администрировании, поддержке и обновлении систем. А мобильные приложения помогают сотрудникам всегда быть в курсе дел. SaaS CRM, а также мобильные CRM-технологии станут наиболее актуальными трендами в ближайшей перспективе.
Еще одна тенденция, о которой говорят эксперты, — сращение CRM с другими информационными системами, в том числе для реализации принципа «единого окна», когда менеджер может получать полную картину взаимодействия с клиентом из нескольких источников.
Источник: пресс-релиз компании TAdviser