Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования «Российский рынок OSS/BSS-систем* для телекоммуникационных операторов в 2012-2013 гг. Прогнозы на 2014-2017 гг.».

По оценкам аналитиков, общий ежегодный объем российского рынка телекоммуникационных OSS/BSS-решений приближается к 1 млрд долл. Однако существенная его часть, доходящая до 200-300 млн долл., составляет относительно закрытую часть рынка. Если говорить об общей структуре российского рынка телекоммуникационного ПО, то сегмент BSS охватывает около 70%, а сегмент OSS – 30% рынка. При этом, около 80% рынка в денежном выражении приходится на операторов «большой четверки» (МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком»), в то время как оставшиеся 20% делят между собой средние и малые телекоммуникационные операторы.

Таким образом, доступная часть российского рынка телекоммуникационного ПО, на которую могут претендовать западные и часть российских вендоров в открытой конкурентной борьбе, составляет около 750 млн долл. Важно отметить, что 2/3 из них приходятся на OPEX, а ежегодный объем закупок новых OSS/BSS-решений российскими операторами (CAPEX) не превышает 240 млн долл. Если убрать из этого объема стоимость оборудования (до 30%) и проектных внедрений (еще 35%), то на вендорские продажи собственно телекоммуникационного ПО, с учетом маржи всех партнеров, приходится лишь около 55 млн долл. Именно в такую цифру консультанты компании оценивают ежегодный объем продаваемых OSS/BSS-решений для телекоммуникационных операторов в России.

По мнению J’son & Partners Consulting, в период 2014-2017 гг. прорывными направлениями развития рынка телекоммуникационных OSS/BSS-решений в России станут концепции SDN (Software Defined Network) и NFV (Network Function Virtualization), автоматизация перспективного направления M2M (причем как в OSS-, так и в BSS-части), а также рост потребности у российских операторов в монетизации данных и окупаемости сетей 3G/LTE.

* OSS (Operation Support System) – системы, предназначенные для поддержки эксплуатации телекоммуникационных систем предприятия связи.

BSS (Business Support System) – системы, обеспечивающие поддержку деловых процессов, так или иначе замкнутых на взаимодействие с абонентами.