Сегодня практически весь современный модельный ряд смартфонов оснащен поддержкой функции NFC, так как производители понимают, что данная услуга — это будущее безналичных платежей.
Рынок бурно развивается, в том числе и в России. По данным департамента маркетинга компании «Евросеть», доля продаж смартфонов с поддержкой функции NFC по итогам 2014 г. достигла в России уже 18%. Правда, динамика роста уменьшается, достаточно сказать, что по сравнению с 2013 г. доля этих устройств на российском рынке смартфонов увеличилась лишь на 1,5%.
В денежном выражении рост был более значительным (с 30%-ной доли рынка до 35%).Источник: Департамент маркетинга компании «Евросеть»
Опережающий рост рыночной доли сегмента в денежном выражении обусловлен более высокой средней ценой устройства. Средняя цена смартфона с поддержкой функции NFC, по данным аналитиков «Евросети», в два раза выше средней цены смартфона (17000 и 8 800 руб. соответственно). При этом за последний год средняя цена NFC-смартфона осталась практически на прошлогоднем уровне, тогда как средняя цена смартфона уменьшилась на 7% с 9 500 до 8 800 руб.
В структуре сегмента в разрезе по операционным системам неоспоримое лидерство сохранил Android. В 2014 г. доля устройств на данной ОС выросла по сравнению с 2013 г. еще на 4% и достигла 82% в натуральном выражении. Правда, в денежном выражении она снизилась с 85 до 70%, что объясняется ростом спроса на модели iPhone 6 и iPhone 6 Plus — первыми моделями смартфонов с поддержкой NFC на iOS.
Но дело здесь скорее не в NFC, поскольку NFC-модуль в iPhone работает только в платежной системе Apple Pay, действующей пока только в США.
В разрезе по вендорам первое место заняла компания Samsung с долей 40% в натуральном выражении и 36% в денежном выражении, второе место — Sony c долями 28 и 24%, третье место — Apple с долями 12 и 25%.
В сегменте Android-смартфонов с поддержкой NFC преимущество Samsung еще выше — около 50% как в натуральном, так и в денежном выражении. На втором месте также с одинаковой долей в денежном и натуральном выражении, равной 35%, — Sony. Доли остальных игроков незначительны.
В разбивке по ценовым сегментам в 2014 г. наибольшей востребованностью в натуральном выражении пользовались модели смартфонов в диапазоне от 10 000 до 15 000 руб. (33% продаж). Далее следуют ценовые сегменты 20 000–30 000 руб. и 15 000 — 20 000 руб. (18 и 20% соответственно). Следует отметить, что по итогам 2013 г. доли всех вышеупомянутых ценовых сегментов лидеров были выше (35, 19 и 29% соответственно), что говорит о постепенном проникновении технологии NFC в более младшие ценовые сегменты.
Интересно, что при столь подробных срезах рынка по сегментам аналитики «Евросети» не дают абсолютной оценки объема рынка NFC-смартфонов. А исполнительный вице-президент компании «Евросеть» Виктор Луканин отмечает, что «...на данный момент говорить об обороте всего рынка преждевременно, так как никто из игроков не владеет точной совокупной аналитикой». Однако он приводит ориентировочные прогнозные цифры: «... Если, согласно исследованию Strategy Analytics, размер мирового рынка NFС-платежей к 2017 г. составит 48 млрд долл., то для России аналогичный показатель будет не менее 20 млрд руб. и, скорее всего, достигнет уровня 50 млрд руб.».
Исходя из этого, приведенные выше срезы рынка NFC-смартфонов более строго следует трактовать как структуру продаж в «Евросети», а не на российском рынке в целом.