Компания TNS специально для «Известий» предоставила статистику российских социальных сетей с ноября 2012 г. по апрель 2015-го (месячная аудитория, от 12 до 64 лет). Судя по этим данным, количество россиян, заходящих на сайты соцсетей с компьютеров, перестало расти практически для всех популярных сервисов этого рода. Из лидеров рынка заметный рост сохраняет только «ВКонтакте». Сети «Одноклассники», Facebook и «Мой мир» показывают снижение посещаемости. При этом у сети «Мой мир» этот эффект наиболее заметен — в результате в начале нынешнего года эта сеть переместилась с третьего места на четвертое, пропустив вперед Facebook.
Из сервисов «второго эшелона» уверенный рост демонстрирует Instagram. Если в ноябре 2012 г. его месячная посещаемость достигала 2 млн уникальных посетителей, то в апреле 2015-го — 11 млн. Максимального значения Instagram достиг в ноябре 2014 г. — 13,3 млн человек (вообще в кризисный период конца прошлого года всплеск аудитории показали многие соцсети).
В целом происходит вполне закономерный процесс нишевания — появляются и развиваются узкие тематические и профильные сети, развиваются форумы.
Положительную динамику показывает и ряд других сервисов «второго эшелона». Так, российская аудитория LinkedIn за 2014 г. выросла на 50%, правда, она по-прежнему невелика, около 3 млн.
Сервис микроблогов Twitter почти не вырос. Если в конце 2012 г. его месячная посещаемость была 10 млн человек, то в апреле 2015-го — 10,8 млн. Но при этом, по данным аналитического центра Brand Analytics, в апреле 2015 г. Twitter стал второй после «ВКонтакте» площадкой по количеству сообщений — 202 млн и 287 млн постов соответственно. При этом активных авторов (не считая ботов) у российского Twitter всего 1,5 млн, а у «ВКонтакте» — 21,5 млн. Дело в том, что в России часть функций и соответственно аудитории Twitter забирает «ВКонтакте» благодаря своей «стене» — обмену короткими сообщениями-статусами.
В феврале этого года в «большой тройке» лидеров российских соцсетей произошло изменение. Facebook по посещаемости обогнала «Мой мир», которая прежде занимала третье место после «ВКонтакте» и «Одноклассников». Тремя последними владеет компания Mail.Ru Group. В ноябре 2012 г. у Facebook посещаемость была 26,2 млн человек, а у «Моего мира» — 30,7 млн. В августе—октябре 2014 г. «Мой мир» уже была на грани потери третьего места, но в декабре ее аудитория выросла до 26 млн. Однако через несколько месяцев падение продолжилось, и Facebook всё же оказалась впереди.
По данным TNS, за 4 года незначительно просела аудитория «Одноклассников». В ноябре 2012 г. — 39,8 млн, в апреле 2015-го — 38,7 млн. Здесь пик посещаемости пришелся на март 2013 г. — 44,7 млн.
В ближайшие 2–3 года большие сети («ВКонтакте», «Одноклассники») в России быстро расти не будут, считает коммерческий директор J«son & Partners Сonsulting Павел Ермолич. «Возможен рост аудитории за счет регионов и возрастных групп, которые раньше не были охвачены, но потенциал такого роста лимитирован, — полагает он. — Такие сети, как Facebook и LinkedIn, могут расти быстрее — и будут, потому что значительная часть аудитории ими не охвачена».
Источник: по материалам ресурса «Известия»