Аналитическое подразделение столичного Департамента информационных технологий (ДИТ) представило сравнительное исследование электронных сервисов и официальных порталов Москвы и Нью-Йорка. По мнению представителей ДИТ, российская столица опережает крупнейший город США по проникновению ПК, ШПД в Интернет, покрытию метро сетями Wi-Fi и посещаемости городских сайтов, но отстает по числу наборов открытых данных, количеству жалоб в электронном виде и парков с бесплатным беспроводным Интернетом.
Так, доля московских домохозяйств, имеющих ПК, на 2% выше, чем в Нью-Йорке и составляет 84,7%, а уровень проникновения широкополосного Интернета больше на 7,5% — 80,4 против 72,9% в американском мегаполисе. При этом связь в Москве гораздо доступнее — средняя стоимость 3-Гб трафика в Нью-Йорке составляет примерно 2000 руб. против 350 рублей в российской столице.
Москва также лидирует по покрытию метро беспроводным интернетом — бесплатный Wi-Fi есть на всех линиях столичной подземки, в Нью-Йорке эта услуга предоставляется на 100 из 468 станций, а сам проект стартовал там несколько позже. В то же времяв нью-йоркских парках беспроводной Интернет встречается почти вдвое чаще, чем в Москве — им оборудованы 23 парковые территории, тогда как в Москве — 13.
В Нью-Йорке функционирует одна из крупнейших в мире централизованных систем приема жалоб — это колл-центр, сайт и мобильное приложение 311. В 2014 г. эта служба приняла 21,3 млн звонков и электронных обращений. Аналогичная система в Москве — портал «Наш город» — гораздо моложе американской, она существует с 2011 г., и в 2014 г. обработала 404 тыс. обращений. Единого колл-центра с функциями 311 в Москве нет, хотя в целом «горячие линии» и справочные службы города приняли за тот же период 10,3 млн звонков.
Московский портал госуслуг несколько опережает по посещаемости портал nyc.gov — в среднем в месяц туда заходят 11,2 млн пользователей против 8,2 млн на nyc.gov. А среднемесячная посещаемость сайта штата Нью-Йорк все еще выше — она составляет 15,1 млн пользователей.
Авторы исследования отмечают существенное различие в подходах двух городов к оказанию услуг. Если Москва идет по пути централизации сервисов — большинство из них можно получить либо в одном из 110 многофункциональных центрах обслуживания, либо на московском портале госуслуг, то нью-йоркский nyc.gov предоставляет только описание услуги, а для ее получения необходимо перейти на сайт ведомства, которое ее оказывает, или обратиться в его офис, предварительно забронировав время визита. Однако в том, что не касается госуслуг — официальные новости, презентации городских инициатив, график мероприятий, список аккаунтов в социальных сетях и т. д. — уровень централизации в Нью-Йорке оказался выше. Большинство москвичей, в отличие от жителей Большого яблока, попадают на сайты ведомств в обход единого портала правительства города mos.ru. А сам этот портал существенно не обновлялся с момента своего появления в 2011 г. и выполняет преимущественно функцию официальной площадки для публикации городских нормативных документов.
По-разному два города видят и судьбу таксофонов — в Нью-Йорке они по-прежнему широко используются, и новый проект — LinkNYC — призван сделать их более современными — будки нового образца будут раздавать Wi-Fi в радиусе 45 м и предоставлять информацию о городских сервисах на интерактивных панелях. В Москве же высокий уровень проникновения мобильной связи сделал таксофоны анахронизмом — количество звонков с их использованием ежегодно снижается, и власти приняли решение существенно сократить их число и перенести таксофоны в места, откуда поступает большая часть экстренных вызовов — вокзалы, транспортно-пересадочные узлы и спальные районы.
Оба мегаполиса развивают карты горожанина, дающие доступ к льготам и городским сервисам. В Нью-Йорке IDNYC выдается с января 2015 г., за это время эмитировано 400 тыс. карт. В свою очередь, столичные власти в конце прошлого года разрешили получать социальную карту москвича, которую с 2002 г. выдавали только льготным категориям граждан, всем желающим. Сейчас на руках у горожан находится почти 5,5 млн соцкарт.