Компания Gemalto недавно провела глобальное исследование* в области ИТ-безопасноти. Результаты исследования являются весьма показательными, учитывая, что всё больше потребителей устремляются за покупками в преддверии праздничного сезона. Шесть из каждых десяти опрошенных (59%) считают, что в праздники и в период отпусков их персональные данные (ПД) подвергаются повышенной угрозе, при этом каждый пятый (18%) опрошенный ожидает, что может оказаться жертвой утечки данных во время праздничного сезона.
Почти две трети (64%) потребителей по всему миру утверждают, что вряд ли будут впредь совершать покупки или продолжать вести дела с компанией, допустившей утечку данных, в результате которой была похищена финансовая информация, и почти половина (49%) — если допущенная ею утечка данных привела к краже персональных данных.
Всего четверть (25%) опрошенных респондентов считают, что компании очень серьезно относятся к защите и обеспечению безопасности данных своих заказчиков. При этом вдвое больше респондентов считают, что ответственность за защиту и обеспечение безопасности данных о заказчиках лежит на компании (69%), а не на самих клиентах (31%). Среди респондентов, имеющих работу, только две пятых (38%) считают, что их работодатель очень серьезно подходит к вопросам защиты и обеспечения безопасности данных своих сотрудников.
Один лишь тот факт, что сотрудники компаний даже не чувствуют, что их работодатели сколь-нибудь серьезно относятся к защите данных, уже заставляет бить тревогу. Либо компаниям следует усилить меры безопасности, либо, если считать, что они это уже сделали, им следует донести это до своих потребителей, полагают в подразделении защиты данных Gemalto.
Что касается потребителей, то, согласно результатам исследования, 31% опрошенных уже сталкивались с утечками данных в прошлом. Примерно четыре из каждых десяти респондентов называют в числе наиболее вероятных факторов, в результате которых можно стать жертвой утечки, посещение мошеннических сайтов (42%), фишинговые атаки (40%) или переход по вредоносной ссылке (37%). В результате эмоционального эффекта от утечек данных у пользователей также формируются опасения по отношению к компаниям, при этом примерно каждый пятый (19%) опрошенный предчувствует, что может стать жертвой утечки в период от одного года до трех лет.
90% опрошенных потребителей догадываются о существовании приложений и сайтов, представляющих серьезный риск для защиты и обеспечения безопасности их ПД. 55% полагают, что социальные сети создают наибольший риск для персональных данных, и примерно два из каждых пяти опрошенных потребителей считают, что максимальный риск для безопасности их ПД создают сайты с «взрослым» контентом и торрентами.
Примерно четверть (23%) респондентов, пострадавших в результате утечки данных, либо уже обратились в суд, либо намерены изучить возможность предъявления иска компании, допустившей утечку, в результате которой были раскрыты их ПД. Примерно половина (49%) респондентов заявили, что рассмотрят возможность предъявления иска любой из замешанных сторон, чье действие или бездействие привело к раскрытию их персональных данных.
Тем не менее и с потребителя нельзя снимать всю ответственность. Несмотря на наличие множества различных рисков, опрос также показал, что большинство респондентов (54%) используют для всех или для части своих онлайн-аккаунтов один и тот же пароль. Среди активных пользователей социальных сетей только четверть (25%) применяют технологии двухфакторной аутентификации для защиты всех своих аккаунтов в соцсетях. Из числа респондентов, активно работающих с онлайн/мобильным банкингом, 58% утверждают, что во всех используемых ими банках применяются технологии двухфакторной аутентификации для защиты банковских операций. Однако в отрасли розничной торговли эти технологии не так широко распространены. Среди тех, кто является активными пользователями онлайн-магазинов, только четверть утверждают, что в используемых ими приложениях и на сайтах магазинов применяется двухфакторная аутентификация для защиты онлайн-транзакций.
Результаты опроса свидетельствует о необходимости трансформации традиционных подходов к обеспечению безопасности. Это относится к тому, каким образом компании и потребители начинают использовать более современные технологии безопасности, такие как двухфакторная аутентификация. В противном случае всё больше потребителей будут отказываться от услуг тех компаний, которые не воспринимают серьtзно проблемы безопасности, и будут вести дела с тем, кому они могут доверять, — так подводят итоги опроса эксперты компании Gemalto.
* Независимая исследовательская фирма Vanson Bourne, специализирующаяся на изучении рынка высоких технологий, по заказу Gemalto провела опрос, по результатам которого было составлено настоящее исследование. В рамках этого опроса в период с октября по ноябрь 2015 г. было проинтервьюировано 5750 респондентов, в том числе 1500 респондентов в США, 500 в Бразилии и по 750 респондентов в Великобритании, Австралии, Японии, Франции и в Германии. Опрос проводился среди тех потребителей, кто являются активными пользователями онлайн/мобильного банкинга, социальных сетей и интернет-магазинов.