В недавно опубликованном пресс-релизе компании IDC были представлены данные об объеме мирового рынка hardcopy в 3-м квартале 2015 г., а также динамике рыночных позиций пятерки ведущих вендоров за последний год. Интересно сопоставить сходство и различия этих показателей с ситуацией на российском рынке.
Сразу следует отметь, что прямое количественное сопоставление динамики показателей было бы не совсем корректно, поскольку в исследованиях структуры рынка IDC и ITResearch есть различия. Так, структура рынка Hardcopy Peripherals (HCP) компании IDC учитывает принтеры и МФУ форматов A4 — A2, а также цифровые однофункциональные копиры. А при анализе структуры рынка ITResearch, помимо принтеров, учитываются только настольные МФУ формата А4.
Тем не менее, учитывая относительно небольшую долю МФУ форматов А3 и А2, а также однофункциональных копиров, которые они занимают в общем объеме рынка hardcopy в штучном выражении, сходство и различия в позициях вендоров и их показателей динамики сопоставить можно. По крайней мере на качественном уровне.
Прежде всего стоит отметить, что из пятерки мировых лидеров рынка hardcopy четыре вендора входят и в Top 5 на российском рынке. А компания Brother, прежде занимавшая в России пятую позицию, с конца 2014 г. уступила свое место проводящей агрессивную продуктовую и ценовую политику компании Kyocera.
Как и в мире, лидером российского рынка по-прежнему является компания HP, причем даже с несколько большей долей. Некоторый спад продаж этого вендора в начале текущего года был вызван дефицитом продуктов (это в основном определило и рост доли Canon и Samsung в 1-м квартале), который в дальнейшем был ликвидирован, и по итогам 3-го квартала рыночная доля HP выросла до 46.5%.
На втором месте и в мире, и в России остается компания Canon, однако, если на мировом рынке ее «подпирает» Epson, то у нас к ее позиции вплотную приблизилась Kyocera.
Аналитики IDC оценили общий спад на мировом рынке hardcopy в 6.3% (Q3’15 относительно Q3’14), преимущественно из-за отрицательной динамики в некоторых развивающихся странах. На российском рынке в 3-м квартале принтеров и настольных МФУ было продано на 19.3% меньше.
Динамика продаж ведущих вендоров на мировом и российском рынках hardcopy
Vendor |
IDC: Growth, WW market 3Q15/3Q14 |
ITR: Growth, Russian market 3Q15/3Q14 |
HP |
-7.9% |
-6.8% |
Canon |
-6.5% |
-41.1% |
Epson |
-1.3% |
-41.6% |
Brother |
-3.2% |
-38.0% |
Samsung |
-21.0% |
-41.2% |
Others |
-3.5% |
-30.8% |
Total |
-6.3% |
-19.3% |
Источник: IDC, ITResearch
Если сравнить индивидуальные показатели ведущих игроков ( см таблицу), то все они как в мире, так и в России не избежали потерь
Наименьшим снижение продаж в штучном выражении (в абсолютном выражении почти как на мировом рынке) было у компании HP, в то время, как у остальных вендоров (кроме Kyocera) падение продаж в России было существенно больше, чем в мире.
Источник: Российский рынок лазерных принтеров и МФУ, ITResearch Newsletter, декабрь 2015, выпуск № 124