Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты исследования российского рынка мобильного доступа в Интернет по итогам 2015 г. Отмечается, что тогда как темпы роста доходов от традиционных услуг сотовой связи (голоса и передачи сообщений) снижаются, рост доходов от услуг передачи данных становится основным драйвером российского рынка мобильной связи.
Абонентская база
По состоянию на конец 2015 г. в России насчитывалось 107 млн активных абонентов мобильной передачи данных (SIM-карт). Абонентская база выросла на 9% по сравнению с результатами 2014 г. (см. рис. 1). Основными драйверами роста числа пользователей мобильной передачи данных являются растущее проникновение смартфонов и планшетных ПК, а также развитие рынка M2M.
Отдельно отмечается растущая популярность мобильных приложений и тяжелого мобильного контента: видео и ТВ. Мобильные мессенджеры уже стали одним из основных средств общения между людьми, без геолокационных сервисов не представляют свою дорогу многие автомобилисты, а некоторые мобильные приложения и вовсе не имеют популярных аналогов в «большом» Интернете. Смартфоны и планшетные ПК рассматриваются многими пользователями как основные устройства для просмотра видео, музыки и игр. Таким образом, увеличивается не только суммарная активная абонентская база мобильного Интернета, но и средний трафик на одно устройство.
Распространение технологий высокоскоростной передачи данных (HSPA+, LTE) дает возможность комфортно пользоваться услугами с «тяжелым» интернет-трафиком. Кроме того, устройства с поддержкой LTE становятся более доступными, появилась возможность приобрести 4G-смартфоны и планшетные ПК с 4G менее чем за 5 тыс. руб., что особенно актуально в свете сложившейся непростой макроэкономической ситуации.
Трафик
Суммарный российский трафик мобильной передачи данных в 2015 г. достиг отметки в 2,5 Эбайт в год, по сравнению с результатами 2014 г. показатель увеличился в полтора раза (рис. 2).
Фактор смартфонов
Одним из основных факторов роста трафика мобильной передачи данных также является замещение обычных мобильных телефонов смартфонами, в среднем потребляющими в десятки раз больше трафика. С 2012 г. активная абонентская база пользователей мобильного Интернета на смартфонах увеличилась в три раза, а трафик на одно устройство — в четыре раза (рис. 3).
Как показывают результаты 2015 г., российский рынок мобильного доступа в Интернет устойчив к макроэкономическим колебаниям.
Учитывая растущие темпы развития рынка M2M, а также увеличение числа пользователей умных мобильных устройств, можно ожидать дальнейшего интенсивного роста абонентов мобильной передачи данных в России. Также с развитием высокоскоростных сетей мобильного Интернета будет увеличиваться и средний трафик, потребляемый мобильными устройствами.