Российский независимый информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru опубликовал результаты анализа рынка DLP (средств защиты от утечек конфиденциальных данных) в России. Такие системы позволяют в режиме реального времени обнаружить и блокировать несанкционированную передачу (утечку) конфиденциальной информации по различным каналам коммуникаций. При этом для обнаружения утечек должен использоваться контентный и контекстный анализ данных.

По данным исследования, в 2014 и 2015 гг. российский DLP-рынок в рублях показал высокие темпы роста, увеличившись на конец 2015 г. до 4,7 млрд руб. Но в пересчете в доллары США динамика рынка оказалась негативной. В 2015 г. рынок обвалился сразу на 26%. В абсолютном выражении объем рынка уменьшился со 105 млн долл. в 2013 г. до 78 млн долл. в 2015 г., откатившись на уровень 2012 г.

Объемы продаж основных игроков DLP-рынка в России за 2013-2015 гг. (млн руб.)

Производитель

Объем продаж 2013

Объем продаж 2014

Объем продаж 2015

Рост
2013-2014

Рост
2014-2015

InfoWatch

814

1181

1457

45,1%

23,4%

Solar Security

-

-

821

-

37,1%*

Инфосистемы Джет

480

599

-

24,7%

-

SearchInform

369

546

703

47,8%

28,8%

Zecurion

436

548

652

25,7%

19,0%

DeviceLock

519

545

572

5,1%

5,0%

МФИ Софт

105

115

139

9,5%

20,9%

Forcepoint (Websense)

200

165

123

-17,7%

-25,5%

Lumension

153

125

85

-18,2%

-32,0%

Symantec

99

64

45

-35,1%

-29,7%

Другие

166

150

135

-9,3%

-10,0%

Весь рынок

3341

4038

4732

20,9%

17,2%

Источник: Anti-Malware.ru

* Рост продаж Solar Security в 2015 г. показан относительно «Инфосистем Джет» в 2014 г.

По объему продаж на российском рынке DLP в 2015 г. лидируют российские производители, занимающие первые 6 мест рейтинга. Зарубежные производители Forcepoint (бывший Websense), Lumension и Symantec существенно ослабили свои позиции.

Тройка лидеров в 2014 и 2015 гг. показала уверенный рост объемов продаж. Компания InfoWatch в 2015 г. увеличила объем продаж на 23% в рублях, а годом ранее — на 45%. Продажи идущих следом компаний Solar Security и SearchInform в 2015 г. выросли на 37 и 29% в рублях соответственно. Компании Zecurion, DeviceLock и МФИ Софт также увеличили объем продаж в рублях на 19, 5 и 21% соответственно.

Важным драйвером рынка стало фактическое принятие DLP-решений в качестве неотъемлемого элемента системы безопасности любой крупной российской компании. В первую очередь это связано с тем, что российский бизнес за прошедшие годы накопил значительную интеллектуальную собственность, массивы персональных данных, клиентские базы и другие виды конфиденциальной информации, которые необходимо защищать.

В 2014-2015 гг. InfoWatch, Solar Secury (относительно доли «Инфосистем Джет») и SearchInform значительно укрепили свои позиции на рынке. Так, компания InfoWatch увеличила свою рыночную долю на 6,4%. Доля рынка Solar Secury выросла относительно ее предшественницы — компании «Инфосистемы Джет» — на 2,9%. SearchInform, нарастив свою долю на 3,8%, сумела выйти на третье место на рынке. Такие результаты особенно впечатляют на фоне вялых изменений на рынке в предыдущие годы.

Доли рынка Zecurion и МФИ Софт за два года фактически не изменились. Первая укрепила позиции на 0,7%, что значительно хуже лидеров, а доля второй фактически осталась на том же уровне, уменьшившись на 0,2%. DeviceLock оказалась единственной российской компанией, которая потеряла значительную часть рынка: ее доля за два года снизилась на 3,4%.

Forcepoint (бывший Websense), Lumension и Symantec постепенно теряют свои позиции. Так, доля Forcepoint за два года уменьшилась более чем на половину до скромных 1,5%, доля Lumension — на 2,8%, а доля Symantec и вовсе упала до 1%.

В Anti-Malware поясняют, что непростая экономическая ситуация, с одной стороны, привела к замедлению темпов роста российского DLP-рынка в рублях и его падению в долларовом выражении, а с другой — способствовала ускоренному импортозамещению российских производителей, чья совокупная доля рынка составляет уже более 91%. Среди российских компаний разворачивается жесткая конкуренция в сегменте крупного бизнеса и в госсекторе, что способствует постепенному снижению цены, росту качества и функциональности отечественных DLP-систем. В то же время проникновение в сегмент среднего бизнеса, имеющий большой потенциал, пока недостаточное.

В Anti-Malware ожидают, что рост российского DLP-рынка сохранится и в 2016 г., но его темпы замедлятся: в текущем году рынок должен продемонстрировать рост на уровне 13-15% в рублях, таким образом достигнув объема 5,3-5,4 млрд руб.

Одним из важных факторов влияния на рынок является импортозамещение, которое поддерживается на уровне государства, особенно в сфере ИТ и ИБ. На рынке есть минимум шесть достойных внимания российских DLP-систем, так что замена импорту найдется быстро, полагают аналитики.