Согласно опубликованным данным IDC, глобальный рынок планшетов* продолжил стремительное падение. Четвертый квартал 2016 г. (4Q16) стал девятым по счету последовательным кварталом, когда отмечено падение продаж планшетов. По предварительным данным IDC, вендоры в этот период отгрузили на мировой рынок 52.9 млн планшетов, что на 20.1% меньше, чем в тот же период годом ранее (см. табл. 1). А за весь 2016 г. было поставлено 174.8 млн штук, что означает снижение на 15.6% относительно 2015 г., рынок падает второй полный год подряд.
Вендоры постоянно говорят о расширении продуктового предложения по моделям планшетов с отстегивающейся клавиатурой (detachable), но в настоящий момент больше разговоров, чем дела. В итоге в этом сегменте продолжают доминировать Apple и Microsoft. По мнению аналитиков IDC, множество новинок класса detachable во втором полугодии 2017 представят на рынке OEM-производители ноутбуков и вендоры, играющие в основном на смартфонном рынке.
Планшеты класса detachable в четвертом квартале старались усилить свои позиции в качестве флагманских продуктов. На рынке все больше устройств класса 2-в-1, однако различие в соотношении цена/производительность между устройствами классов detachables и convertibles начало сокращаться, а это, в свою очередь, усилило конкуренцию между ними, что привело к ослаблению роста detachable-планшетов. Однако в IDC полагают, что это временное явление.
Таблица 1. Показатели топ-5 вендоров на мировом рынке планшетов, 4Q16, млн шт.
Вендор |
Отгрузки в 4Q16 |
Доля рынка в 4Q16 |
Отгрузки в 4Q15 |
Доля рынка в 4Q15 |
Годовая динамика | |
1. Apple |
13.1 |
24.7% |
16.1 |
24.3% |
-18.8% | |
2. Samsung |
8.0 |
15.1% |
9.0 |
13.6% |
-11.4% | |
3.Amazon.com |
5.2 |
9.7% |
5.2 |
7.8% |
-0.6% | |
4. Lenovo |
3.7 |
7.0% |
3.2 |
4.9% |
14.8% | |
5. Huawei |
3.2 |
6.0% |
2.2 |
3.4% |
43.5% | |
Прочие |
19.8 |
37.4% |
30.5 |
46.0% |
-35.1% | |
Всего |
52.9 |
100.0% |
66.2 |
100.0% |
-20.1% | |
|
|
|
|
|
|
|
Источник: IDC, февраль 2017 г., предварительные результаты
Ситуация по вендорам
Apple’s пока лидирует на рынке планшетов, но в связи с общим ослаблением на рынке поставки компании в 4Q16 также упали существенно — на целых 18.8%. Основные продажи отмечены по моделям iPad Air 2 и Mini, на линейку iPad Pro пришлась только малая часть всех поставок планшетов компании Apple. На каждые 10 продаж компактных планшетов Apple был продан лишь 1 планшет iPad Pro.
Samsung сохранила вторую позицию, увеличив свою долю рынка, однако при этом поставки в годовом исчислении также значительно сократились (см. табл. 2). Наиболее успешно продавались модели Samsung Tab S2 и Tab A.
Благодаря планшетам Fire, которые еще подешевели, компания Amazon сохранила третье место на мировом рынке в период 4Q16, однако в годовом исчислении все-таки зафиксировано небольшое снижение.
Lenovo — одна из двух вендоров первой пятерки, кто показал рост за квартал. Компании даже удалось увеличить долю рынка на 2.1 п. п. относительно того же квартала 2015 г. По мнению IDC, у этой компании хорошие перспективы в 2017 г. благодаря широкой линейке продуктов и интересным дизайнерским инновациям
Преимуществом планшетов Huawei (если не брать во внимание их стоимость) по-прежнему является возможность сотового подключения — в большинстве моделей компании имеется встроенный модуль 3G или 4G. Компания успешно охватывает новые рынки в Азии, Европе и на Ближнем Востоке, а вот в США её планшеты практически не присутствуют.
Таблица 2. Показатели топ-5 вендоров на мировом рынке планшетов, 2016 г., млн шт.
Вендор |
Отгрузки в 2016 г. |
Доля рынка в 2016 г. |
Отгрузки в 2015 г. |
Доля рынка в 2015 г. |
Годовая динамика |
1. Apple |
42.6 |
24.4% |
49.6 |
23.9% |
-14.2% |
2. Samsung |
26.6 |
15.2% |
33.4 |
16.1% |
-20.5% |
3. Amazon.com |
12.1 |
6.9% |
6.1 |
2.9% |
98.8% |
4. Lenovo |
11.1 |
6.3% |
11.2 |
5.4% |
-1.2% |
5. Huawei |
9.7 |
5.6% |
6.5 |
3.1% |
49.9% |
Прочие |
72.7 |
41.6% |
100.3 |
48.4% |
-27.5% |
Всего |
174.8 |
100.0% |
207.2 |
100.0% |
-15.6% |
Источник: IDC, февраль 2017 г., предварительные результаты
* Примечания:
• Рынок планшетов включает простые планшеты и планшеты класса detachable.
• Detachable Tablets (detachables) — планшеты, в которых клавиатура может быть полностью отсоединена. К таковым относятся, например, модели Microsoft Surface и Apple iPad Pro.
• Convertibles — это ноутбучные ПК (не учитываются в объеме рынка планшетов), в которых клавиатура может быть отвернута/повернута/сдвинута таким образом, что устройство можно использовать в конфигурации планшета. Тем не менее клавиатура в них остается постоянно прикрепленной к устройству. Примеры convertibles — Lenovo Yoga 910 и the Dell XPS 13 2-in-1.