Согласно данным* исследовательской компании Deloitte, в 2016 г. почти 60% россиян хотя бы раз в неделю пользовались мобильными приложениями электронной почты и социальными сетями, а 50% применяли мессенджеры.
Как показало исследование, проникновение электронной почты, мессенджеров, сервисов голосовой телефонии (VoIP) выросло во всех возрастных группах. Среди молодежи, в частности, зафиксирован скачок популярности электронной почты. 71% респондентов в возрасте 18-24 года сообщили, что хотя бы раз в неделю пользовались email, тогда как летом 2015 г. на этот вопрос утвердительно ответили 44% участников онлайн-анкетирования. При этом среди пользователей старшего возраста все популярнее становятся мессенджеры. В минувшем году такими сервисами пользовался 41% респондентов в возрасте от 45 до 54 лет, тогда как летом 2015 г. их было 22%. Проникновение социальных сетей в 2016 г. увеличивалось за счет пользователей от 25 до 54 лет. В этих возрастных группах показатель вырос на 5-12 п. п., в то же время среди самых молодых и достаточно взрослых респондентов проникновение поднялось чисто символически (на 1 п. п.).
77% участников опроса сообщили, что хотя бы раз в неделю совершали голосовые звонки. За год проникновение этой услуги выросло на 6 п. п., а вот проникновение SMS-услуги за тот же период не изменилось и составило 78%.
По мнению экспертов, в России мессенджеры и email никогда не имели большего проникновения, но в этом году мессенджеры показали очень большой прирост, и эти каналы коммуникации будут составлять существенную конкуренцию услугам операторов. Интересно, что в России проникновение WhatsApp растет в отсутствие рекламы этого сервиса. Вообще, на тех рынках, где проникновение мессенджеров уже высоко, в какой-то момент люди начинаются отказываться от SMS.
Новая угроза для сотовых операторов, — это появившийся в WhatsApp функционал по звонкам, из-за которого под удар попадают уже не только SMS, но и голосовые соединения. Вероятно, что существенное влияние будет оказываться на роуминговые соединения, которые, особенно за рубежом, продолжают оставаться дорогими.
По данным Deloitte, в 2016 г. WhatsApp стал одним из самых популярных приложений в России, им пользовались 49% респондентов, чаще на смартфонах пользовались только «ВКонтакте» (57%) и личным email (64%). Приложением Skype пользовались 38% респондентов, OK — 35%, Instagram, как и рабочим email,— 30%, Twitter — 22%, приложениями сервисов знакомств — 14%, iMessage — 11% Telegram — 8%, Snapchat — 5%. Лишь 16,2% владельцев смартфонов или телефонов ответили, что никогда не используют мессенджеры, социальные сети и email.
По данным компании, Россия традиционно находится в числе отстающих стран по показателю количества приложений, которыми пользуются абоненты: в среднем российские пользователи устанавливают на своих смартфонах дополнительно около 12 приложений, не считая предустановленных. На зарубежных рынках этот показатель может в среднем превышать 20 приложений.
При этом в России «ВКонтакте» обгоняет WhatsApp, несмотря на то что у приложений разный функционал по переписке: пользователь «ВКонтакте» может писать только друзьям, а WhatsApp — по всей телефонной книге.
* Выводы сделаны на базе онлайн-опроса Ipsos Mori, проведенного по заказу компании летом 2016 г. Было опрошено 2 тыс. человек в возрасте 18-60 лет.
Источник: по материалам «КоммерсантЪ»