Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования российского рынка сотовой связи, согласно которым, по состоянию на конец 2016 г. проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно 257 млн абонентов. Таким образом, рост абонентской базы по сравнению с итогами 2015 г. составил 2%. Рынок показывает признаки насыщения (см. рис. 1). В основном рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного Интернета (в том числе M2M-подключения).
Источник: J’son & Partners Consulting
Оценка конкурентной ситуации
После того как три года назад к «большой тройке» сотовых операторов присоединился оператор Tele2 и после продаж филиалов крупного регионального независимого игрока — группы компаний «Смартс» — в Российской Федерации сложилась, очевидно, на длительный срок, олигопольная «большая четверка», формирующая около 99 % рынка сотовой связи (см. рис. 2).
Основные тенденции на российском рынке сотовой связи
Перераспределение доходов операторов сотовой связи по типу услуг
Классические услуги мобильной связи — голосовые вызовы и SMS — на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. При этом выпадение доходов от этих услуг компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. В условиях, когда российский рынок мобильной связи близок к насыщению, мобильная передача данных становится одной из ключевых услуг операторов сотовой связи, позволяющих как увеличить общую абонентскую базу, так и компенсировать снижение доходов от традиционных услуг операторов.
Рост доли пакетных тарифных планов
С развитием мобильного Интернета растет популярность пакетных тарифных планов с включенными минутами разговоров, интернет-трафиком и SMS-сообщениями. Операторы активно продвигают пакетные предложения, приносящие им более высокий и стабильный ежемесячный доход, чем у абонентов, платящих непосредственно за совершенную услугу (вызов, отправленное сообщение и т. п.). Кроме того, в 2016 г. продолжилось развитие конвергентных тарифных планов, включающих услуги фиксированной и мобильной связи одного оператора и способных существенно уменьшить отток абонентов.
Рост популярности коммуникационных и контентных ОТТ-сервисов
Развитие коммуникационных сервисов ОТТ (over-the-top) является одной из причин снижения потребления голосовых и SMS-услуг абонентами сетей сотовой связи, и рост проникновения таких сервисов продолжается. В перспективе это будет еще больше снижать потребление голоса и сообщений в сетях сотовой связи.
Одновременно растет количество популярных ОТТ-сервисов, которые являются услугами — заменителями различных дополнительных сервисов, предоставляемых операторами, в первую очередь контент-сервисов. Это снижает возможности операторов по предоставлению дополнительных услуг, способных увеличить ARPU абонента.
Развитие M2M
Темпы роста мобильных M2M-подключений в России остаются достаточно высокими. Это указывает на то, что рынок находится в начальной стадии развития и имеет большой потенциал развития. На текущий момент на M2M-подключения приходится около 4% абонентской базы сотовых операторов в России.
Развитие Big Data операторами мобильной связи
Операторы мобильной связи России заинтересованы в развитии Big Data в связи с ужесточением конкуренции на рынке со стороны сторонних ОТТ-сервисов, а также в связи со снижением доходов. В то время как значение информации, ее накопления, безопасности хранения в современном бизнес-обществе растет, а стоимость технологии снижается, операторы намерены закрепиться в данном сегменте рынка.
При этом операторы мобильной связи России обладают рядом преимуществ по сравнению со сторонними провайдерами Big Data:
- у операторов есть портрет абонента, который пользуется его услугами, характеристика его потребительского поведения, а также данные о геолокации;
- у операторов есть возможность инвестировать в развитие данной технологии за счет выручки от традиционных услуг связи;
- операторы обладают развитой инфраструктурой.
Стоит отметить, что пока операторы мобильной связи реализуют кейсы Big Data в основном во внутренней среде, в связи с чем основной эффект приносят внутренние источники монетизации.
Диверсификация бизнеса
В связи с приближением рынка к стадии насыщения обостряется конкурентная борьба между операторами. В 2016 г. все операторы «большой тройки» продемонстрировали снижение выручки от мобильных услуг. Мобильные операторы начинают поиск новых источников доходов, напрямую не связанных с оказанием услуг связи.
Например, оператор «МегаФон» запустил в 2016 г. банковскую карту, счет которой является счетом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 г. составил 2 млрд руб. Средний объем операций по одной карте в месяц — 11 300 руб. Кроме того, «МегаФон» приобрел контрольный пакет акций Mail.ruGroup (подробнее см. на нашем сайте) и в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий.
В свою очередь МТС и «ВымпелКом» начали в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями предоставлять своим абонентам микрозаймы.
Также компания «ВымпелКом» в конце 2016 г. объявила о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во втором квартале 2017 г.