Исследовательская компания GfK подвела итоги 1-го квартала 2017 г. на рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ) в России. В марте рынок вернулся к росту — сразу на 7% (в штуках) по сравнению с тем же кварталом годом ранее. Кроме этого, впервые с 2014 г. индекс потребительских настроений в России достиг позитивной зоны. Напомним, что два года назад наблюдался сильный провал (в 1-м квартале 2015 г. падение в натуральном выражении составило аж 26%).

До сих пор восстановление спроса на рынке бытовой техники и электроники в России шло неустойчиво. В целом по итогам 1-го квартала 2017 г. оборот рынка бытовой техники и электроники в России оказался меньше прошлогоднего на 1% в рублях. Однако при этом спрос на технику в штуках вырос на 2%.

Если смотреть динамику спроса по месяцам, то видно, как неровно идет восстановление рынка (таб. 1). В январе спрос сохранял стабильность на фоне снижения оборотов в рублях (на 5% по сравнению с годом ранее). В феврале спрос незначительно снизился при сохранении оборотов в рублях. Зато март был успешным, с ростом сразу 7% в штуках и 5% в рублях по сравнению с прошлым годом.

Таблица 1. Индекс GfK, рынок бытовой техники и электроники,1-й кв. 2017 г.

Индекс GfK, рынок БТиЭ

2017 +/-%

Янв. 15/16

Фев. 16/17

Мар. 16/17

#

Объем продаж в штуках

2%

0%

-1%

7%

#

Объем продаж в рублях

-1%

-5%

0%

5%

#

Средневзвешенная цена в руб.

-2%

-5%

1%

-2%

Источник: Данные GfK. Мониторинг розничных продаж бытовой техники и электроники (БТиЭ)*

Наиболее успешным, как и в 2016 г., оказался сектор телеком: +9% в рублях по итогам 1-го квартала 2017 г. (см. таб. 2).

Таблица 2. Динамика продаж в отдельных секторах рынка БТиЭ, %, 1 кв. 2017 г. относительно 1 кв. 2016 г. (в рублях).

Категория

Динамика продаж в руб.,%

Весь рынок БТиЭ

— 1

Потребительская электроника (ТВ/Аудио)

— 4

ИТ-сегмент (компьютерная техника, планшеты и оргтехника)

— 6

Телеком (мобильные телефоны и смартфоны)

+ 9

Источник: Данные GfK.

В текущих условиях восстановление рынка БТиЭ будет идти не только за счет потребительского оптимизма, но и за счет новых моделей и инноваций, которые способны значительно улучшить потребительский опыт. Так, по итогам 2016 г. эксперты GfK зарегистрировали рост премиум-сегмента, который был богат на новинки, а в 1-м квартале 2017 г. тренд распространился и на средний и верхний средний ценовые сегменты, где также были представлены новые предложения.

В секторе ТВ/Аудио рост продаж наблюдается в таких сегментах, как Portable, Multiroom, 4K, HDR. В Телекоме активно покупали водонепроницаемые устройства и росли продажи устройств с функциями 4G, с защитой доступа по отпечаткам пальцев, с селфи-камерами >8MP и другими инновационными функциями. В сегменте видео потребители «на ура» приняли экшен-камеры и камеры виртуальной реальности (с углом обзора 360 гр.). В компьютерной технике наблюдался рост продаж игровых моделей экранов и ноутбуков, а также cloud books & VR.

При очевидном интересе россиян к инновационным моделям, в некоторых сегментах сохранялся стабильный спрос на базовые модели техники с набором основных функций, к примеру, в ТВ/Аудио и компьютерной технике.

Ожидается, что с учетом позитивных потребительских настроений и при продолжении текущих трендов рынок БТиЭ в России по итогам 2017 г. может вырасти на 4% в рублях.

* Мониторинг розничных продаж GfK охватывает города России с населением более 20 тыс. чел., все каналы розничной дистрибуции, включая интернет-торговлю..