Согласно данным исследования* аналитического центра TAdviser, российский рынок облачных сервисов в 2016 г. составил около 29 млрд руб. В структуре российского рынка основную долю – 46% – занимают локальные разработчики, которые распространяют свои сервисы как самостоятельно, так и с помощью партнеров – реселлеров и интеграторов. Доля иностранных вендоров облачных решений в России превышает 30%, а на интеграторов приходится 23% рынка (см. диаграмму).
Структура российского рынка облачных услуг 2016.
Источник: TAdviser, 2017
Среди западных вендоров основным игроком, по данным исследования, в 2016 г. стала компания Microsoft с широким портфелем облачных сервисов Microsoft Azure, Office 365 и др., на долю которой пришлось около трети выручки (29%). Второе и третье места занимают IBM (18%) и Salesforce (14%). При этом 48% респондентов считают, что Microsoft за последние два года совершила наибольший прорыв в развитии облачных технологий.
По прогнозу TAdviser, в ближайшие годы подобный расклад сил на данном рынке, скорее всего, сохранится.
Исследование также показало, что в России облако наиболее востребовано в сегментах ритейла, интернет-сервисов, FMCG и промышленности. Активное проникновение происходит в ИТ-компании, телеком, транспортную сферу и логистику. 64% опрошенных уже используют облачные сервисы. Те из них, кто выбрал иностранных провайдеров и готов раскрывать своего партнера, наиболее часто упоминают Microsoft (55%), Amazon (21%) и Google (16).
Согласно опросу, подавляющее большинство респондентов (67%) планируют перейти на облачные сервисы в ближайшие полгода-год, из них 37% — через полгода. Показательно, что несмотря на все опасения в связи с рисками потери данных, 57% респондентов видят в облаках гарантию безопасности, обеспечиваемую провайдерами. В первую очередь это представители среднего бизнеса (в том числе интернет-ритейла), а также интернет-сервисов и ИТ-компаний, знакомых с требованиями и условиями соблюдения SLA (service level agreement — соглашение об уровне предоставления услуги).
Доминирующими критериями выбора поставщика в ходе опроса были названы стоимость услуги (67%), а также опыт использования сервиса в отрасли или в аналогичной компании для решения похожих бизнес-задач (55%). Microsoft возглавляет перечень наиболее узнаваемых иностранных облачных провайдеров: вендора упомянули 47% опрошенных, на втором месте — Amazon (29%), на третьем — Google (19%).
*. Задачей настоящего исследования было, в том числе, определить объем бизнеса глобальных облаков в России в сравнении с двумя другими группами — российскими разработчиками, и интеграторами, поскольку в аналитических отчетах о российском облачном рынке не всегда учтена доля зарубежных поставщиков.