По данным ИАА TelecomDaily, общее количество абонентов платного ТВ в России по итогам 3-го квартала 2017 г. составило 41,88 млн абонентов. Таким образом, зафиксирован прирост за квартал на уровне всего лишь 0,23 млн новых подписчиков (см. рис. 1).. Проникновение сервисов платного ТВ по итогам отчетного периода составило 73%. Средний чек на одного абонента вырос и составил 165 руб. в месяц (в 2Q2017 он был 160 руб.).

Рис. 1. Динамика роста абонентской базы платного ТВ поквартально, тыс. абонентов


Источник: TelecomDaily, октябрь 2017 г.

Порядка 90% новых подключений в 3-м квартале 2017 г. принадлежит первой пятерке крупнейших операторов ТВ.

Лидер рынка, спутниковый оператор «Триколор ТВ», за 3Q 2017 увеличил абонентскую базу на 30 тыс. подписчиков, до 12,24 млн домохозяйств. Второй по величине игрок, «Ростелеком», увеличил базу подписчиков на 116 тыс., до 9,66 млн. Идущий третьим «Эр-Телеком» увеличил базу на 30 тыс., до 3,15 млн. Рост компании в 2017 г. происходит в основном не из-за органического роста, а благодаря сделкам M&A. «Орион» увеличил базу на 24,3 тыс., до 3,032 млн абонентов. МТС увеличила абонентскую базу на 10 тыс., до 2,785 млн.

На долю «Ростелекома» снова пришлось порядка половины от всех подключений за квартал (см. таблицу и рис. 2)).

Пятерка крупнейших операторов платного ТВ по итогам 3Q 2017 года


*- с учетом абонентов купленных компаний

**- без учета спутникового сегмента

Рис. 2. Доли крупнейших операторов платного ТВ по итогам 3Q 2017, тыс. абонентов

Источник: TelecomDaily, октябрь 2017 г.

По мнению Дениса Кускова, деятельность в 3-м квартале не позволила операторам привлечь значительное число абонентов, что говорит о продолжении стагнации на рынке подключения новых пользователей. Сейчас операторы стараются увеличивать выручку с каждого абонента, предлагая больший спектр услуг. По-прежнему активен спутниковый сегмент, но более 60% подключений за отчетный квартал приходится на проводное вещаниею