Согласно предварительным данным отчета компании IDC, в четвертом квартале 2017 г. (4Q17) мировой рынок планшетов типа detachable («детачи») вырос на 10.3% в годовом исчислении, до значения 6.5 млн штук. Показатель динамики за весь 2017-й год остался положительным (+1.6%) при объеме продаж 165 млн штук. Но явно видно замедление роста, поскольку в 2016 г. рост составлял 24%. Частично аналитики связывают замедление динамики с нарушением ритма выпуска крупных новинок, например, внеочередной выход модели Surface, когда более старые модели залеживаются на полках магазинов, а потребители ожидают их обновления и, таким образом, рост задерживается.
В то же время продажи планшетов старого типа (не detachable) продолжили резкое падение: их объем в четвертом квартале составил 43.1 млн штук, а за год в целом – 141.7 млн штук, что соответствует снижению на 7.6% относительно предыдущего года. Их теперь в основном рассматривают лишь в качестве устройств для потребления контента.
Apple, занимающая первое место (см. табл. 1), в предпраздничном квартале продолжила существенный отрыв от конкурентов как за счет недорого 9.7-дюйм iPad, так и обновленного iPad Pro. Отмечается смещение фокуса компании на модель iPad Pro, имеющую хороший потенциал и в корпоративном сегменте, и в сфере образования, хотя в этих сегментах ее рост еще только ожидается.
Таблица 1. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в 4Q17 (отгрузки в млн штук)
Вендор |
Отгрузки в период 4Q17 |
Доля рынка в 4Q17 |
Отгрузки в период 4Q16 |
Доля рынка в 4Q16 |
Динамика в годовом исчислении |
1. Apple |
13.2 |
26.6% |
13.1 |
24.3% |
0.6% |
2. Amazon.com |
7.7 |
15.6% |
5.2 |
9.6% |
50.3% |
3. Samsung |
7.0 |
14.1% |
8.0 |
14.9% |
-13.0% |
4. Huawei |
3.5 |
7.1% |
3.2 |
5.9% |
11.9% |
4. Lenovo |
3.1 |
6.2% |
3.5 |
6.6% |
-13.1% |
Прочие |
15.1 |
30.4% |
20.8 |
38.7% |
-27.7% |
Всего |
49.6 |
100.0% |
53.8 |
100.0% |
-7.9% |
Источник: IDC, февраль 2018 г.
Компании Amazon.com удалось отвоевать вторую позицию у Samsung за счет больших скидок, которые американский гигант предлагал в предпраздничный квартал. Потребителей привлекло и включение в планшеты голосового помощника Alexa. Кроме того, компания сумела охватить новые рынки.
Samsung переехала на третью позицию, хотя покупки detachable-моделей продолжили рост, перевесил фактор снижения спроса на простые (slate) планшеты компании. Samsung в дальнейшем будет сложно обновлять свой портфель до более дорогих и detachable-моделей. Однако по итогам всего года (см. табл. 2) корейский вендор держит второе место.
Политика Huawei переходить на сегмент detachable-планшетов пока не принес компании успеха. Однако бренд компании усиливается, она ведет агрессивную политику завоевания канала, и это дало ей возможность укрепиться в первой пятерке. Еще одно преимущество планшетов Huawei – наличие возможности сотовой связи.
Lenovo идет к рынку планшетов от традиционных ПК, и эта политика начала давать свои плоды. Продажи моделей класса detachable компании за последний год вырос.
Таблица 2. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в 2017 г. (отгрузки в млн штук)
| |||||
Вендор |
Отгрузки в 2017 г. |
Доля рынка в 2017 г. |
Отгрузки в 2016 г. |
Доля рынка в 2016 г. |
Динамика в годовом исчислении |
1. Apple |
43.8 |
26.8% |
42.6 |
24.3% |
3.0% |
2. Samsung |
24.9 |
15.2% |
26.6 |
15.2% |
-6.4% |
3. Amazon.com |
16.7 |
10.2% |
12.1 |
6.9% |
38.0% |
4. Huawei |
12.5 |
7.7% |
9.8 |
5.6% |
28.0% |
4. Lenovo |
10.3 |
6.3% |
11.0 |
6.3% |
-6.3% |
Прочие |
55.3 |
33.8% |
72.8 |
41.7% |
-24.1% |
Всего |
163.5 |
100.0% |
174.9 |
100.0% |
-6.5% |
Источник: IDC, февраль 2018 г.