Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования по мобильной рознице в России, сравнив ситуацию в операторских и независимых каналов продаж. В исследовании проанализирован товарный ассортимент и спектр предоставляемых услуг пяти федеральных российских розничных сетей мобильного ритейла: мультибрендовых – «Евросети» и «Связного» и операторских – «МТС», «МегаФон Ритейл» и «Розничная сеть Билайн».
Замедление роста рынка сотовой связи привело к тому, что большинство участников российского рынка мобильного ретейла активизировали свои усилия по развитию новых продуктовых направлений и услуг, которые могли бы компенсировать сокращение продаж по профильному направлению. В настоящий момент рыночная деятельность российских сетей мобильного ритейла, помимо продаж мобильных терминалов, включает в себя и другие направления деятельности, которые, по оценке аналитиков, способны приносить более половины валовой прибыли.
Мультибрендовые сети традиционно показывают более широкий ассортимент предлагаемых товаров, при этом по сравнению с прошлым годом количество наименований товаров в них возросло. Розница же сотовых операторов демонстрирует разнонаправленный тренд – ассортимент у «МегаФона» вырос, а у МТС и «Билайна» - снизился. Разница в количестве товарных позиций между мультибрендами и операторской розницей объясняется тем, что в операторской рознице значительно скромнее представлен ассортимент товаров, напрямую не относящихся к сотовой связи. Кроме того, в мультибрендовых сетях мобильного ритейла намного шире ассортимент аксессуаров.
По оценке компании, объем российского рынка мобильных терминалов (смартфонов и мобильных телефонов) в натуральном выражении по итогам первых трех кварталов 2017 г. составил 27,2 млн устройств. По сравнению с результатами первых трех кварталов 2016 г. продажи выросли на 1,5%. Относительно докризисного показателя первых трех кварталов 2014 г. объем рынка в 2017 г. ниже на 11%. Таким образом, рынок мобильных терминалов начинает постепенно восстанавливаться после кризиса, прежде всего за счет роста продаж смартфонов. Однако результаты по-прежнему далеки от докризисных показателей, что говорит, в том числе, и о приближении рынка к стадии насыщения.
По оценкам J’son & Partners Consulting, за первые три квартала 2017 г. в России было реализовано на четверть меньше планшетных ПК, чем за аналогичный период 2016 г. Относительно докризисного периода продажи в сопоставимом периоде снизились практически на две трети. Рынок планшетных ПК демонстрирует отрицательную динамику 11 кварталов подряд.
Несмотря на приближение рынка к стадии насыщения, по прогнозам, вплоть до 2021 г. рынок мобильных терминалов продолжит расти, в то время как планшетных ПК продолжит сокращаться.
Продолжается усиление позиций операторской розницы. По оценкам компании, доля операторских розничных сетей выросла с 16% в 2010 г. до 31% по итогам 2016 г. в суммарных продажах мобильных терминалов в натуральном выражении. К 2020 г. эта доля, согласно прогнозу, превысит 50% от общих продаж мобильных терминалов в России.
По мнению J’son & Partners Consulting, усиление позиций операторов на рынке сотового ритейла способно оказать существенное влияние на существующую структуру рынка. Сотовые операторы являются привлекательными партнерами для производителей, так как они обладают существенными финансовыми и маркетинговыми ресурсами.
Несмотря на приближения рынка к стадии насыщения, по прогнозам компании, вплоть до 2021 г. рынок мобильных терминалов продолжит расти, в то время, как планшетных ПК продолжат сокращаться.
В части матрицы предоставляемых в салонах услуг операторские сети сохраняют паритет с мультибрендовыми сетями, как по набору сегментов, так и по их наполнению в части количества партнеров и их разнообразию, . Единственным исключением является продажа авиа- и железнодорожных билетов, которая не ведется в операторских точках продаж.
Но даже если ситуация будет развиваться по подобному сценарию, на российском рынке останется место и для независимого ритейла, как для крупных компаний, так и для мелких игроков: наличие крупных независимых сетей дает возможность для производителей увеличить свои продажи.