По предварительным данным компании IDC, глобальные отгрузки планшетов в 1-м квартале 2018 г. (1Q18) снизились относительно того же периода 2017 г. на 11.7% и составили 31.7 млн штук. В то же время нишевая группа планшетов-детачей, в которую в частности входят модели Microsoft Surface и iPad Pro, показала годовой рост более чем на 2.9% и захватила 15.3% рынка в связи с выходом на рынок нескольких новых подобных моделей. Однако на рынке обычных (slate) планшетов падение продаж продолжается: за квартал вендоры отгрузили 26.8 млн штук, что на 13.9% меньше, чем в первом квартале предыдущего года.

Усиление отгрузок планшетов-детачей аналитики связывают с выходом на рынок моделей на Chrome OS. Таким образом, в перспективе Google становится серьезным игроком на рынке планшетных платформ. А с учетом того, что Microsoft в свою очередь не оставляет усилий по выпуску Windows-систем на базе ARM, аналитики прогнозируют в ближайшее время значительный рост сегмента детачей. По их мнению, время для официального выхода Chrome OS на рынок планшетов сейчас вполне подходящее. Приближается пик сезона закупок планшетов в образование, и тут Chrome OS очень кстати. Многим учащимся, особенно школьникам начальных классов, не всегда нужна физическая клавиатура, и им очень подходит форм-фактор новых устройств.

Топ-5 компаний

Компания Apple сохранила лидерство в отчетный период, отгрузив за квартал 9.1 млн iPad’ов (см. таблицу), из которых 1.8 млн штук пришлись на модели iPad Pro. Таким образом, Apple стала также лидером в сегменте планшетов-детачей. Последнюю модель iPad компания выпустила на рынок в самом конце первого квартала, и поскольку компания теперь фокусируется на сфере образования, это, вероятно, укрепит ее позиции и в последующих кварталах.

Компания Samsung осталась на второй позиции, хотя ее отгрузки планшетов упали на 11.4% в годовом выражении. Samsung — одна из немногих компаний, продолжающих выпускать премиум-планшеты на Android (линейка Tab S). Однако, учитывая, что усиливается выпуск детачей от Apple, Microsoft и на базе платформы Google Chrome, корейской компании будет сложнее удержать свои позиции в премиум-сегменте. Ближе к концу отчетного квартала Samsung анонсировала новую модель, ориентированную нa использование на предприятиях — Tab Active 2, которая будет продаваться с большой маржей.

Huawei увеличила поставки планшетов на 13% в годовом выражении, что позволило компании вернуться на 3-е место в рейтинге. По-прежнему половина отгрузок Huawei приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, однако и в Европе китайская компания нарастила объемы поставок очень существенно — на 72.7%

Lenovo за год увеличила поставки планшетов на 1.8%, причем в основном рост обеспечили именно детачи, которых компания в отчетном квартале продала свыше 200 тыс. штук.

Amazon.com, у которой продажи носят выраженный сезонный характер, в этот раз попала на пятое место. Компания концентрировалась на усилении платформы Alexa и анонсировала интеграцию голосового помощника даже в свои 7- и 8-дюймовые модели Fire.

Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов* в период 1Q18 (отгрузки в млн штук)

Компания

1Q18

Доля рынка в 1Q18

1Q17

Доля рынка в 1Q17

Годовая динамика

1. Apple

9.1

28.8%

8.9

24.9%

2.1%

2. Samsung

5.3

16.7%

6.0

16.7%

-11.4%

3. Huawei

3.2

10.0%

2.8

7.8%

13.0%

4. Lenovo

2.1

6.6%

2.1

5.8%

1.8%

5. Amazon.com

1.1

3.5%

2.2

6.0%

-49.5%

Прочие

10.9

34.4%

13.9

38.8%

-21.7%

Всего

31.7

100.0%

35.8

100.0%

-11.7%

Источник: IDC, май 2018 г.

Примечания:

* Учитываются обычные (slate) планшеты и детачи. Термин «tablets» включает обе эти категории.

  • Приведенные данные являются предварительными и могут быть изменены.