Ритейлеры «М.Видео» и «Эльдорадо», входящие в Группу САФМАР, подвели итоги развития рынка смартфонов за первое полугодие 2018 г. Продажи выросли на 23% в деньгах и на 1% в штуках и составили более 195 млрд руб. и около 12,7 млн штук. Годом ранее, за первую половину 2017 г., продажи смартфонов показали рост на 14% в денежном выражении.
Средняя цена по итогам января-июня 2018 г. оказалась на 20% выше, чем по итогам первого полугодия 2017 за счёт роста спроса на более дорогие модели. Samsung Galaxy S9 и S9+ стартовали вдвое успешнее, чем годом ранее; также укрепили позиции Huawei/Honor за счёт удачного старта Huawei P20 и Honor 10.
Продажи «М.Видео» выросли на 36% в деньгах и 16% в штуках. Продажи «Эльдорадо» за тот же период прибавили 90% в денежном выражении и около 60% в штучном относительно прошлого года.
По итогам полугодия лидером российского рынка остаётся Samsung в натуральном выражении и Apple – в денежном. Впервые по итогам второго квартала самым продаваемыми устройствами в натуральном выражении стали смартфоны Huawei (с учётом бренда Honor). Самым популярным смартфоном во втором квартале стал Honor 9 lite, лидер в совокупных продажах по итогам первого полугодия – iPhone SE.
Huawei c весны начал активно наращивать продажи на российском рынке, став в результате лидером рынка по итогам второго квартала в штуках. В денежном выражении первенство удерживает компания Apple.
По итогам первого полугодия наиболее популярные китайские бренды (Honor/Huawei, Xiaomi, Nokia, Oppo/Vivo) в штуках заняли порядка трети рынка, это в полтора раза выше, чем годом ранее. Наибольшую динамику продемонстрировал бренд Xiaomi с трёхкратным увеличением доли.
Россияне все меньше покупают бюджетных моделей (до 5 тыс. руб.), их доля в натуральном выражении за год снизилась почти вдвое. Самую высокую динамику демонстрируют смартфоны в диапазоне 10-20 тыс. руб., что определило успех китайских производителей, на этот сегмент приходится треть всего спроса. Доля смартфонов дороже 30 тыс. руб. в общих продажах в натуральном выражении выросла до 12% с 8% годом ранее за счёт интереса россиян к новым флагманским моделям. Наиболее активно в этом сегменте рос Samsung – его доля в продажах смартфонов от 30 тыс. руб. и выше выросла в 2,5 раза.
Перераспределение спроса от бюджетных моделей к более дорогим сказалось на росте средней цены – она увеличилась на 20% по сравнению с первым полугодием 2017 г.
Штучные онлайн-продажи смартфонов прибавили ещё 40%
Покупки в онлайне продолжают способствовать общему росту рынка смартфонов и по итогам первого полугодия достигли 1,8 млн штук, что выше на 40%, чем годом ранее. Продажи в деньгах увеличились на 20% и составили около 33 млрд руб. Около 80% устройств, приобретённых онлайн, работают под управлением ОС Android. В тройку наиболее популярных брендов, как и годом ранее, вошли Apple, Huawei/Honor и Samsung. Положительную динамику продемонстрировали только средний ценовой сегмент (от 30 тыс. руб.), а также премиальный - от 50 тыс. руб., чему способствовала растущая популярность и доступность получения онлайн-кредитов. В «М.Видео» интернет-продажи увеличились в 2 раза в штуках и в 2,3 раза в деньгах.
Смартфоны с диагональю более 5” показали двукратный рост
В условиях растущего потребления информации со смартфонов все большую популярность набирают устройства с диагональю экрана от 5 дюймов, доля которых к концу первого полугодия достигла 40%. Продажи в штуках выросли в два раза, в деньгах более чем на 80%. К тому же в ассортименте производителей уже почти не осталось девайсов с экраном менее 4 дюймов. Другим важным трендом является «безрамочный» дизайн: рамки становятся тоньше при тех же габаритах, а площадь экрана увеличивается до 90%. Новым стандартом стало соотношение сторон 18:9 или 19:9, которым отличаются новинки ведущих производителей с экраном от 6 дюймов.
В январе-июне 2018 г. доля устройств с поддержкой LTE в штучных продажах достигла 87% и 97% в деньгах, что больше на 32 и 33% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В продажах «М.Видео» и «Эльдорадо» этот показатель продолжает держаться на уровне 96-98%.
Основные новинки первого полугодия
Ведущие производители смартфонов продолжают выводить на российский рынок как флагманские новинки, так и модели из более недорогих ценовых сегментов.
- К релизу флагмана Huawei P20|P20 Pro с мощной камерой и использованием искусственного интеллекта китайский производитель добавил модель P20 lite и новинки из линейки Y.
- В мае на российском рынке появился флагманский смартфон Honor 10. В «М.Видео» и «Эльдорадо» продажи в рамках предзаказов существенно превзошли итоги первых дней продаж предыдущей модели. В июне ассортимент бренда пополнился двумя смартфонами стоимостью до 10 тыс. руб. - Honor 7A и 7C.
- Xiaomi представил две качественные новинки в среднем ценовом сегменте Redmi S2 и Redmi Note 5.
- На выставке MWC 2018 Samsung представил флагман Galaxy S9|S9+, а уже во втором квартале на российском рынке появились смартфоны Galaxy A6|A6+ из среднего ценового сегмента, а также более бюджетные Galaxy J3, J4, J6 и J7.
- В апреле компания Apple выпустила в продажу выполненные в красном цвете iPhone 8 и iPhone 8 Plus из серии (PRODUCT)RED Special Edition.
- Компания Nokia пополнила модельный ряд тремя доступными по цене новинкам на базе Android Oreo - Nokia 2.1, Nokia 3.1 и Nokia 5.1.
- Бренд Vivo специально для болельщиков футбольного клуба «Локомотив» разработала кастомизированный смартфон Vivo V9. Эксклюзивная модель с логотипом команды оснащена фронтальной камерой 24 Мп и двойной основной на 16+5 Мп.
Во втором полугодии наиболее ожидаемыми станут новинки от Samsung, Apple, Honor, Sony, Vivo и Xiaomi.