Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования аддитивного производства (АП) / аддитивных технологий (АТ) / 3D-печати.
Проведенный консультантами компании анализ показал, что:
· Рынок 3D-печати находится в самом начале подъема, экспериментов печати в разных отраслях, различной номенклатуры продукции, редизайна изделий; интенсивно совершенствуется ПО, материалы, оборудование, процессы.
· 3D-печать уверенно занимает свое место практически во всех отраслях реального сектора экономики, введена в коммерческую эксплуатацию, компании продолжают расширять номенклатуру печатаемой продукции.
Применение аддитивных технологий в производстве, маркетинге, проектировании, визуализации для клиентов и руководства компании расширяется с каждым годом.
По оценке компании, рынок 3D-печати в 2017 г. составил более 7 млрд долл., в т.ч. услуги составили более 60% рынка.
Прогноз рынка к 2035 г. — 350 млрд долл. (оценка BCG), если аддитивные технологии займут 1,5% глобального рынка обрабатывающей промышленности (или около 50% целевого рынка).
Прогноз рынка к 2050-2065 гг. — 640 млрд долл. (консенсус-анализ международных экспертов), на основе 5% от общего рынка обрабатывающей промышленности (или 100% целевого рынка). Эксперты склоняются к превышению этого показателя в силу потенциальных выгод применения АП.
Более 60% мировых продаж 3D-принтеров в 2017 г. контролировали 10 производителей, среди них Stratasys, 3D Systems, Envisiontech и др. По количеству установленных 3D-машин лидерство принадлежит США, далее Израиль, Европа, Китай, Япония.
Мировые промышленные лидеры и эксперты прогнозируют, что:
· 2/3 промышленных лидеров уже сейчас применяют АП в производственных процессах.
· К 2030 г. 2/3 всей изготавливаемой продукции в мире будет производиться с напечатанными комплектующими.
· К 2030-2050 гг. в ряде производственных отраслей 3D-печать позволит печатать полностью готовую продукцию.
Уровень проникновения 3D-печати различен от отрасли к отрасли и зависит от преимуществ, которые несут аддитивные технологии конкретной отрасли, а также от барьеров для их использования. Лидируют и занимают более 50% рынка такие отрасли, как промышленность, авиакосмос, автомобилестроение, медицина и стоматология, потребительский сектор.
Со временем доля 3D-печати в готовом изделии будет возрастать. Однако переход на более высокий уровень зрелости определяется технологической готовностью компании, отрасли, страны.
По данным опроса 1000 глобальных промышленных компаний, проведенных Sculpteo, более 40% компаний в 2018 г. уже применяют 3D-печать для изготовления продукции (в сравнении с 22% в 2017 г.), при этом наибольшее применение — в аэрокосмическом секторе (более 60% компаний используют АП в производстве).
В России, как констатирует J’son & Partners Consulting, на текущий момент сложились условия для качественного скачка в развитии рынка технологий АП. Для России перспективы могут быть еще лучше, чем в других странах, в случае ускоренного и интенсивного импортозамещения в производственных отраслях.
Сохранен значительный научный потенциал, разработаны отечественные 3D-принтеры промышленного класса, производители металлопорошков существенно повысили качество, а промышленные потребители за пределами традиционных лидеров (авиация и двигателестроение) постепенно начинают понимать преимущества 3D-печати, переходя к производству конечных функциональных изделий.
Технологический и промышленный потенциал внедрения АП в России пока недоиспользован. Актуализация этого потенциала, подкрепленного государственной поддержкой, имеет шансы поставить Россию в ряд лидеров по качественным показателям использования, внедрения, а также производства и экспорта передовых аддитивных технологий, материалов и оборудования.
Российский рынок АП в потенциале, по мере общей реиндустриализации, цифровизации и повышения доли промышленности и, в первую очередь, машиностроения в экономике, может стать одним из мировых лидеров как по объемам, так и по технологическому развитию.